Наталья Калинина: «Прежде всего – ответственность!»

Новая команда городской администрации сформирована. Сегодня на страницах нашей газеты исполнительную власть представляет Наталья Николаевна Калинина, руководитель аппарата администрации города.

– Наталья Николаевна, в последнее время много говорится об административной реформе. В чем, на Ваш взгляд, эта реформа заключается и как она реализуется на уровне нашего города?

– Суть административной реформы в оптимизации системы управления. Работа административного аппарата должна быть налажена таким образом, чтобы быстро и эффективно решать возложенные на него задачи. В нашем случае – связанные с управлением городом: координировать взаимодействие всех структур, оперативно снимать возникающие проблемы, наладить бесперебойное жизнеобеспечение города и жизнедеятельность каждой сферы.

Чтобы выполнять эти задачи максимально эффективно, нужны грамотные управленцы и четкая структура управления. И здесь старый лозунг «Кадры решают все» – вполне применим. Потому в нашем городе подготовке кадров уделяется очень большое внимание. Действует специальная программа «Кадры», в которой много направлений: и работа с молодыми специалистами, и формирование резерва кадров, и перепрофилирование специалистов, и повышение их квалификации.

Что касается муниципальной службы, которую я непосредственно курирую, то у нас есть концепция развития кадрового потенциала администрации города. Регулярно все муниципальные служащие сдают квалификационные экзамены и проходят обучение на курсах повышения квалификации. Ведь меняется законодательство, появляются новые требования – муниципальный чиновник должен все это знать, владеть самыми современными формами и методами работы. С 2002 года для сотрудников городской администрации было организовано 5 курсов повышения квалификации по разным направлениям.

– Руководители «высшего ранга» – замы главы города, начальники комитетов и управлений тоже обучаются на курсах?

– Безусловно. Еще скажу, что на все руководящие должности главой города ежегодно утверждается резерв – минимум три человека (на дальнюю, ближнюю и среднюю перспективу). Кандидаты проходят соответствующую подготовку. Кроме того, мы сейчас практикуем проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, что тоже дает положительные результаты. Вот, например, 19 апреля истекает срок подачи документов на конкурс по двум вакансиям: начальника управления социально-экономического развития и начальника управления архитектуры и градостроительства. Уже подано несколько заявок. В числе претендентов наряду с димитровградцами есть иногородние кандидаты. Надеюсь, что возглавят столь важные направления в нашем городе грамотные, талантливые управленцы.

– Так сложилось, что управленцев обычно не очень жалуют в народе. Называют чинушами, бюрократами. И всегда считают, что их слишком много. Наверное, не случайно губернатор С.И.Морозов начал свою работу в новой должности с сокращения аппарата областной администрации. А в городской администрации намечается сокращение?

– Начну с ответа на последний вопрос. Я не могу судить о том, насколько была продуманной структура областной администрации и оправдана ее численность, но уверена: если Сергей Иванович Морозов за это взялся, значит, к тому есть веские причины. Оптимизации системы управления он всегда придавал очень большое значение и сейчас во многом опирается на опыт, накопленный в Димитровграде. Многие прогрессивные начинания в кадровой политике, о которых я только что говорила, – это именно его инициативы.

Сокращение аппарата – в том числе. Оно у нас уже состоялось еще при прежнем главе города: за 4 последних года число муниципальных служащих уменьшилось на 23 человека. Причем массовых увольнений не было. Работа велась поэтапно и продолжается сейчас. Существовавшая прежде структура полностью отвечала всем требованиям. Но жизнь не стоит на месте, появляются новые задачи и неизбежно происходят кадровые перестановки, меняется структура органов власти. В связи с этим в администрации города в 2005 году создана кадровая комиссия, члены которой скрупулезно изучили особенности всех подразделений и внесли свои предложения, как можно сделать их деятельность более эффективной, исключить дублирование функций, перераспределить обязанности и должностные полномочия. Итогом работы комиссии стало утверждение Советом депутатов города 30 марта новой структурной схемы управления городской администрации.

Что касается нелюбви людей к чиновникам, то, на мой взгляд, это результат халатного отношения отдельных должностных лиц к своим обязанностям. К слову сказать, нерадивые работники, формально выполняющие свои обязанности, есть в любой сфере, и везде от них – одни неприятности. Вот недавний пример из моего личного опыта. Я по телефону ответила на вопрос о сокращении штатов журналистке одного независимого издания. Каково же было мое удивление, когда я увидела свой ответ на страницах газеты! Журналистка интерпретировала мои слова на свой лад – во вкусе желтой прессы. Я понимаю: ей нужна «изюминка», сенсация, скандальность. При этом о корректности речи не идет. Когда я давала комментарии как официальное лицо, то была в полной уверенности, что превратных толкований полученной от меня информации быть не должно. Наверное, я опиралась на свой подход к делу. Теперь приходится сомневаться в порядочности моей собеседницы и ее профессиональной состоятельности. Ведь профессиональный долг журналиста – не грешить против истины, в каком бы издании он ни работал.

В своей среде подобные явления мы беспощадно пресекаем. Не секрет, что среди руководителей разного ранга встречаются люди, которые подходят к решению проблем формально, не дают себе труда вникнуть в суть вопроса, найти пути выхода из сложной ситуации, а действуют по принципу «моя хата с краю», отделываются пустыми отписками. С такими «чинушами» мы ведем непримиримую борьбу. Стараемся, чтобы в муниципальных органах не оказалось случайных людей, чтобы каждый, кто облечен властью, сознавал всю меру возложенной на него ответственности.

– Какие меры для этого существуют?

– Существует целая система такой работы. Я не буду рассказывать об этом подробно. Специфика деятельности организационного отдела, который ведет это направление, вряд ли будет интересна широкому кругу читателей. Но могу заявить со всей ответственностью: нерадивым руководителям не удается спрятать свою бездеятельность. Она все равно окажется на виду. Выявлению негативных явлений в управленческой среде способствует новая система контроля, созданная в областной администрации. Многие механизмы этой системы мы тоже взяли на вооружение.

С 16 по 27 мая планируем провести аттестацию муниципальных служащих, цель которой – проверить соответствие каждого занимаемой должности.

– И что будет с теми, кто не подтвердит свое соответствие?

– Ответ предсказуем: мы вынуждены будем с такими работниками расстаться. Но я уверена: основная масса муниципальных служащих выдержит испытание. Мои коллеги – грамотные, достойные люди, специалисты высокого класса. Я желаю всем удачи и успехов!