Високосный год ушел. Но, похоже, пока он закрывал за собой дверь, шлейф его дурной славы ненадолго оказался на пороге 2009 года, не отягощенного «лишним» днем.1 января многие жители многоэтажных домов в Первомайском районе чувствовали себя, мягко говоря, не празднично. Батареи отопления начали стремительно остывать. В квартирах заметно похолодало. Поползли слухи об аварии. Руководство города немедленно взяло ситуацию под контроль, хотя она оставалась сложной еще несколько дней. Коммунальные службы, в свою очередь, успешно справились с внезапно возникшей проблемой. Что же на самом деле произошло? Об этом мы попросили рассказать председателя комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города Евгения Михайловича Зайцева

Первые сообщения о том, что батареи отопления начали остывать, поступили в аварийно-диспетчерские службы и на телефон дежурного по городу около восьми утра 1 января. Звонков оказалось достаточно много, чтобы забить тревогу. Глава города Николай Анатольевич Горшенин немедленно принял решение экстренно сформировать штаб по выработке оптимальных действий и скорейшему решению проблемы. Штаб собрался буквально через двадцать минут после принятия решения о его создании. В него кроме главы города и председателя комитета по ЖКК и строительству вошли директор МУП «Котельные и тепловые сети» Роман Минзакирович Шарапов, главный энергетик ОАО «ДААЗ» Михаил Анатольевич Борзенко, руководители ООО «Ресурс», котельная которого отапливает дома, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, Сергей Васильевич Королев и Вячеслав Владимирович Фадеев.

Постепенно вырисовывалась общая картина случившегося. Тревожная информация поступила из 4-го микрорайона и района площадки ВСО. В основном звонили из высотных (9- и 12-этажных) домов. Позже жалобы поступили и из других домов Первомайского района.

Всего же ситуация коснулась нескольких десятков домов. Сначала жалобы поступили из тридцати домов. Потом в списке пострадавших появился еще 31.

Причина охлаждения батарей была определена практически сразу. Оказалось, что в тепловую сеть попало значительное количество воздуха, что привело к завоздушиванию систем отопления, прежде всего, в домах большой этажности.

Буквально за полтора часа были скомплектованы дополнительные аварийные бригады (всего 40 человек), которые немедленно приступили к работам по развоздушиванию систем.

Ситуация осложнялась тем, что части жителей верхних этажей, где и проводится стравливание воздуха, дома не оказалось. Что и понятно – кто-то уехал из города на время новогодних каникул, кто-то отправился в гости. В тех случаях, когда доступ к кранам, через которые мог быть произведен спуск воздуха, был невозможен, поступали следующим образом: «прогоняли» воду в стояках из подвальных и чердачных помещений, выгоняя образовавшуюся воздушную пробку. Эту работу пришлось выполнять по три-четыре раза, пока системы полностью не освободились от воздуха.

К девяти вечера 1 января стало понятно, что предпринимаемые меры эффективны – количество обращений заметно сократилось. Однако жалобы продолжали поступать. Штаб принял решение не прекращать работы в течение трех суток, чтобы обеспечить надежную циркуляцию тепла и не допустить повторного завоздушивания. Бригады аварийно-диспетчерских служб продолжали работать и ночью.

Необходимо заметить, что неприятность эта не обошла стороной и автоагрегатный завод, где также все эти дни работали специалисты цеха наружных коммуникаций предприятия.

Чтобы быстрее сбросить воздух из отопительных систем домов, горячее водоснабжение было переведено на «обратку» теплосистем. В результате этих мер, сами того не ведая, в работах по восстановлению циркуляции приняли участие и жильцы – воздух, оказавшийся в коммуникациях, уходил и через смесители в квартирах.

Работы, как уже было сказано выше, продолжались около трех суток. На третий-четвертый день слесари выполняли в основном лишь повторные заявки по улучшению теплоснабжения в отдельных квартирах.

В итоге проблема была решена. Размораживания отопительных систем не произошло. Тем не менее, причина попадания воздуха в теплосистему пока остается неизвестной. Комиссия продолжает искать ее. Сняты показания всех существующих приборов учета и контроля. Сделан тщательный анализ, который не показал резких отклонений ни по одному из основных параметров.

Понять, что же все-таки произошло, необходимо как можно скорее. Ведь событие, причина которого неизвестна, может повториться в любой момент.

Коммунальные службы доказали, что они в состоянии действовать в нештатной ситуации оперативно и эффективно. Евгений Михайлович попросил через газету выразить благодарность руководителям и сотрудникам всех служб, участвовавших в работах. И, конечно же, всем работникам аварийных бригад, безоговорочно пожертвовавшим своим личным временем в праздничные дни, трудившимся почти круглые сутки, сделавшим все для того, чтобы тепло вернулось в наши дома. Необходимо выразить благодарность и жильцам, которые проявили терпение, принимали все объяснения, прониклись серьезностью возникшей задачи, справиться с которой можно было только коллективными усилиями…

Подготовил Сергей СЛЮНЯЕВ