Данная статья имеет научно-популярный характер и подготовлена для публикации в одном из СМИ области, но по некоторым соображениям не опубликованная. Поэтому данная статья публикуется впервые и является эксклюзивной. При перепечатке обязательна ссылка на меня и наше сообщество.
Иван Александрович Гончаров относится к числу наиболее выдающихся наших земляков, однако, в многочисленных биографиях писателя очень мало говорится о его симбирских предках, что объясняется нехваткой наших знаний о Симбирске XVIII – начала XIX века, и это при том, что в распоряжении историков имеется семейная летопись, которую Гончаровы вели именно в это время.
Изучая старый Симбирск, некоторые исследователи Гончаровых пришли к выводу, что этот купеческий род принадлежит к числу старообрядцев, однако, сказать об этом прямо никто до сих пор не может, так как источники, из которых черпаются подобные знания, имеют косвенный характер. Что мы знаем о религиозных воззрениях родственников известного писателя?
Гончаровы появляются в Симбирске в период его расцвета, когда раскол давал здесь еще первые ростки, но по своему социальному положению они вполне подпадают под портрет первых городских старообрядцев. Во-первых, их род, судя по фамилии, относится к посадским или служилым по прибору людям XVII века, которые от военной службы перешли к занятию торговлей. Лучшие симбирские купеческие фамилии вышли именно из этого слоя горожан. Во-вторых, родоначальник симбирских Гончаровых – Иван Иванович, имевший сыновей Александра, Илью и Григория был выходцем из Москвы, откуда к нам приходили последователи старой веры.
Александр Иванович был городским головой, его сын – всемирно известный писатель Иван Александрович Гончаров. В своих воспоминаниях племянник писателя А.Н.Гончаров пишет: «Об отце его известно мне очень мало. Говорили, что он был человек ненормальный, меланхолик, часто заговаривался, был очень благочестив и слыл “старовером”». Это одно из первых признаний того, что отец писателя принадлежал к семье старообрядцев. “Летописец семьи Гончаровых”, опубликованный в 1996 году, сам по себе является лучшим доказательством этого. Исследование его текста показало, что содержание летописца – «это еще одно дополнительное свидетельство в пользу версии о старообрядчестве Гончаровых». В книге помимо прочего содержатся средневековые тексты «Страсти Христовы» и «Повесть о крестном сыне». Первая повесть – «наиболее распространенное и любимое произведение русского народа: крестьян, солдат, купцов, – особенно старообрядцев». Описывая период царствования Алексея Михайловича автор делает все больше и больше записей о знамениях, отмечается также и слишком частая смена правителей в конце XVII – первой половине XVIII века. Летописец семьи начал вести Иван Иванович, продолжал – его сын Александр Иванович.
Другая ветвь рода – потомки Ильи Ивановича, среди которых сын Алексей и внуки Александр Алексеевич и Василий Алексеевич Гончаровы, мещане и купцы. Александр Алексеевич имел дом на Ново-Казанской улице и плодовый сад в Петропавловском приходе (на волжском косогоре). Умер он в 1868 году. Видимо, об этой семье были написаны строки, посвященные истории Успенской старообрядческой церкви в Симбирске, перенесенной в 1866 году на новое место: «В 1780 г., базар и гостиный двор были перенесены с Венца к реке Симбирке и за Симбирку. Впрочем некоторые купцы и значительные торговцы, как например, Абакшины, Сальниковы, Гончаровы, продолжали жить под горою… В настоящее время купцы поселились большею частию за мостом и на Казанском выезде, чем и объясняется самое перенесение Успенской церкви из-под горы…»
В метрических книгах Успенской церкви нам удалось обнаружить и прямое доказательство принадлежности к старообрядцам Василия Алексеевича Гончарова, который был похоронен на кладбище единоверцев, то есть старообрядцев. Могила отца Ивана Александровича находилась на том же кладбище и, возможно, также в единоверческой его части, чем может быть объяснено невнимание к ней со стороны краеведов XIX века.
Кончено, нельзя говорить о каком-либо старообрядчестве самого Ивана Александровича Гончарова, однако на его характер и отношение к людям оно оказало прямое влияние. Например, в семейных отношениях для купцов-староверов Симбирска характерно стремление поддерживать традиции больших патриархальных семей. Иван Александрович сам описывал, как он любил играть со своими многочисленными племянниками, приезжая в родной город. Другой традицией богатых симбирских раскольников было одаривание бедных старушек, придерживающихся старых обрядов. Писатель, став уже знаменитым, часто говорил своей старенькой няне, что готов осыпать ее золотом. Так что исследователям творчества Гончарова следует учитывать «архетипы», которые сформировались в его сознании под влиянием симбирской старообрядческой среды и отразились на его литературной деятельности.
http://community.livejournal.com/ru_simbirsk/239228.html#cutid1