Жаль, что нельзя было разорваться на части и увидеть все! Все, что приготовил для зрителя III фестиваль театров Ульяновской области «Лицедей-2009». Но и того, то я увидела, хватило с лихвой. Хватило, чтобы испытать потрясение, поплакать очищающими душу слезами, насмеяться на месяц вперед, удивиться режиссерским и актерским фантазиям — вот шельмецы!

Семь спектаклей из Ульяновска и Димитровграда и подарок от питерских «Лицедеев» — такова палитра фестиваля. Вот лишь некоторые его краски.

ОЧИЩЕНИЕ ТРАГЕДИЕЙ

Этот спектакль называют знаковым явлением в жизни Ульяновского театра драмы. Шекспириада Юрия Копылова шла, что называется, по нарастающий – «Ричард», «Гамлет», «Мера за меру» (а рядом с ними — драгоценными камушками — россыпь шекспировских комедий). И вот наконец премьера прошлого сезона – «Король Лир». Еще одно звено в цепи режиссерских исследований непостижимой глубины человеческой души, где уживаются любовь и предательство, власть и ничтожество, дьявол и Господь Бог… И где без страданий, без отречения, без осознания собственных ошибок невозможно духовное рождение человека и обретение им истинной мудрости.

«Король Лир» открывал фестиваль, сразу же задав высочайшую планку конкурсному просмотру. Шикарные декорации, шикарные костюмы – ослепительным карнавалом красок затягивает начало спектакля. Золото, блеск, сладость лести — и король, купающийся в своем могуществе и величии. Как страшно падать с королевских высот в бездну! Как мучительно дается Лиру жестокое прозрение… Масштаб трагедийной личности — этот образ словно создан для народного артиста России Бориса Александрова. И в финале ты не просто созерцаешь, но и сам испытываешь ту боль, от которой разрывается на части сердце и душа короля Лира – Александрова. Короля, перед которым три мертвые дочери — навек, навек…

НАИВНЫЕ И ЛУКАВЫЕ

Вот интересно, как вы отреагируете, если вам стукнут по голове «молотком» устрашающих размеров? Или внаглую обольют водой? Или, не спрашивая вашего соизволения, спрыгнут на руки и сладострастно обнимут? Или — ой-ой! – влепят вам прямо на глазах сотен свидетелей такой страстный поцелуй, после которого только в загс? Не спешите возмущенно играть бровью или фыркать «ни за что!». Уверяю вас: вы не будете сопротивляться. Более того, напрочь просто забудете про все свои дела и грустные мысли, согласитесь с восторгом на эти «испытания», и будете покатываться со смеху! Такое возможно на сцене, когда там хозяйничают клоуны знаменитого мим-театра «Лицедеи».

Тезки привезли на наш фестиваль калейдоскоп из номеров всех поколений театра — старшего,среднего и младшего. Даже те, что благодаря ТВ знакомы наизусть, смотрятся «вживую», как в первый раз. Свежо и вкусно. Потому что эти лицедеи умеют установить фантастический контакт с залом. И ты распахиваешь душу навстречу этим наивным глазам и лукавым улыбкам. И хочется быть немножко клоуном, солнечным и счастливым, как ребенок…

АБСУРД — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

Ох уж этот несносный, ужасный ребенок! Не успел родиться и сделать первый шаг — и давай куролесить! Имею ввиду театр-студию «ENFANT-TERRIBLE», покоривший в прошлом году первую «лицедейскую» вершину.

Теперь предстваили спектакль по известной пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек-джентльмен», придя на который вы чувствуете себя как на карусели под струями водопада. Жизнь бурлит и щедро погружает героев — нищих артистов, напыщенное семейство графа, любовников и супругов – в нелепые ситуации. И они вынуждены притворяться сумасшедшими. А может и действительно — того… Сходят с ума.

В симпатичном актерском ансамбле есть свой «моторчик», центр притяжения, этакий смак — простите, не хватает слов. Каждый выход Алексея Храбскова ждешь с нетерпеливым удовольсвтием. И никогда не знаешь, что он сейчас преподнесет. «Леша, я тебя обожаю!» – повторю я вслед за многими театралами.

Дмитрий Аксенов поставил стильный спектакль, что учитывая жанр пьесы — комедия положений — весьма непросто. Впрочем, жанр в спектакле обозначен по-иному — мелодрака. Отсмеявшись, тянет на философию. И выясняется, что от мелодраки до мелодрамы — один шаг. От любви до сумасшествия — один шаг. От реальности до абсурда — один шаг. Впрочем, вы всегда можете вернуться обратно…

А «РЕВИЗОР» ВСЕ МОЛОДЕЕТ…

Точно-точно! Чем дольше живет, тем современнее становится. Хотите убедиться? Посмотрите спектакль димитровградского театра-студии «Подиум» «Ревизор». Никакой классической тяжеловестности и подобострастия перед традициями постановки гоголевского шедевра. «Озорные игры с классикой» – вот так смело, не без легкого хулиганства обозначили режиссер Владимир Казанджан и самодеятельные артисты свои отношения с комедией. При этом — с уважением к языку и прозорливости автора.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Артисты, что называется, купаются в образах. Почти каждого персонажа-чиновника легко встретить в нашей жизни: и пресмыкаются перед важными особами не менее рьяно, и не столько за дело радеют, сколько взятки берут-дают. Хорош Хлестаков Александра Саранцева — пустой, легкомысленный, но крайне самонадеянный человечишка (а вы с такими не знакомы?). Прыгает по жизни петушком, сырвает минутные удовольствия. Но как обаятелен, наглец!

В озорной ткани спектакля бусинками рассыпаны «приколы нашего времени». Тут вам и «Доширак», и песня «Город над вольной Невой», что столь торжественно затягивает Городничий, и реплика по поводу памятников… Современные вкрапления в классику — вещь, конечно, не новая, «Подиум» пользуется этим приемом органично, «балуясь». И очень подкупает, когда ощущаешь: артистам нравится играть до безумия! Они творят лучший на свете спектакль! Они не умеют тормозить — только вперед!

Вчера все «Лицедеи» обрели счастливых хозяев. И те, кто приобщился к этому счастью хотя бы на один вечер, обязательно придут в театр вновь. Пусть закончился праздник. Театр ждет вас. Завтра, послезавтра, всегда.

Татьяна АЛЬФОНСКАЯ