Прокуратура Ульяновской области в ходе проверки исполнения органами власти законодательства об обеспечении общедоступности, бесплатности и безопасности образования детей выявила многочисленные нарушения.
Так, региональными чиновниками не выделяются в полном объеме денежные средства на приобретение учебников, хозяйственные нужды и ремонт образовательных организаций.
Ежегодное недофинансирование покупки учебных изданий привело к тому, что данная обязанность, возложенная федеральным законодательством на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, «легла на плечи» родителей детей, которыми только в 2012 году приобретено учебников свыше чем на 46 млн. рублей.
Более того, в 23 школах г. Ульяновска и Тереньгульского района к началу учебного года дети не были обеспечены в полном объеме необходимой литературой из-за несвоевременного заключения соответствующих договоров поставки.
Также прокуратурой выяснено, что нехватка денежных средств, как правило, компенсируется администрациями организаций дошкольного и общего образования «добровольными» пожертвованиями родителей. Подобное положение в связи с недостаточным финансированием в той или иной степени имеет место во всех образовательных организациях, сбор денег с родителей учащихся на ремонт, охрану, приобретение хозтоваров и средств гигиены производится (под прикрытием решений родительского комитета, под видом благотворительной помощи) в обязательно-принудительном порядке практически повсеместно.
Так, ремонт Большенагаткинской СОШ Цильнинского района осуществлялся на денежные средства родителей учащихся, сбор которых организовывался родительским комитетом класса без оформления и выдачи подтверждающих документов.
Кроме того, прокуратурой установлено, что ряд образовательных организаций области эксплуатируется с нарушениями правил безопасности.
В частности, несмотря на аварийное состояние здания Екатериновского детского сада, отделом образования и администрацией МО «Сенгилеевский район» своевременно его капитальный ремонт запланирован и осуществлен не был, в результате чего жизнь и здоровье детей и сотрудников были поставлены под угрозу.
Более того, в связи с закрытием этой аварийной дошкольной организации с 7 октября 2013 года чиновники не только лишили малолетних жителей на неопределенный срок возможности получать дошкольное образование по месту своего жительства, но и не организовали перевозку воспитанников в Тушнинский детский сад.
Также прокуратурой выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения.
Так, в нарушение требований закона в учебное время и в присутствии учащихся проводились ремонтные работы в Инзенской СОШ № 2, в школе села Кивать, а также в 7-ми образовательных организациях Засвияжского района г. Ульяновска.
В Димитровграде несвоевременное проведение конкурсных процедур, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации города привело к закрытию средней общеобразовательной школы № 2 вследствие неисполнения коммерческой структурой в срок договора о проведении в ней ремонта.
Кроме того, проверкой установлено отсутствие ограждения 9 школ в Сурском, Инзенском, Барышском, Кузоватовском и Майнском районах.
Во многих образовательных организациях области не соблюдались требования закона в части охраны здоровья детей.
Так, при попустительстве органа, осуществляющего управление в сфере образования, в 5 детских садах Сенгилеевского района медицинская деятельность осуществлялась без лицензии, в детском саду «Солнышко» Сурского района температура в группах была ниже допустимой нормы, в учебных кабинетах 4 школ Тереньгульского и Новоспасского районов имелось недостаточное освещение.
Прокуратурой выявлены многочисленные нарушения закона и в части антитеррористической безопасности образовательных организаций.
Например, в 48 школах Новомалыклинского, Радищевского, Старокулаткинского, Николаевского, Засвияжского, Заволжского и Инзенского районов отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка»).
В ряде муниципальных образований не обеспечена надлежащим образом безопасность детей на прилегающих к образовательным организациям дорогах: на них имеются многочисленные выбоины, на некоторых отсутствует дорожная разметка и соответствующие знаки.
Массовый характер нарушений федерального законодательства в деятельности образовательных организаций является прямым следствием ненадлежащего выполнения их администрациями своих обязанностей, формального проведения чиновниками проверок при приемке школ к новому учебному году, крайне слабого ведомственного контроля со стороны должностных лиц органов, осуществляющих управление в сфере образования.
В этой связи Прокуратура Ульяновской области внесла Первому заместителю Председателя регионального Правительства представление с требованием незамедлительно устранить выявленные проверкой нарушения, исключив аналогичные факты впредь, и привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц.