Друзья, как вы знаете, в этом году в нашем регионе сформирован Экспертный Совет. Уже обозначены приоритетные направления его деятельности: экспертная оценка разрабатываемых органами власти нормативных правовых актов и выработка предложений по решению актуальных проблем населения Ульяновской области.
Работа уже начата. Мы предлагаем читателям Улпрессы присоединиться к членам Совета и на нашей площадке обсудить документы, выносимые на экспертное обсуждение. Все они опубликованы на сайте Экспертного совета, но ввиду их больших размеров мало кто решается прочитать их целиком. Поэтому на Улпрессе эти документы будут публиковаться ежедневно относительно небольшими читаемыми фрагментами. Начнем с последнего – пятого раздела: “Региональная идентичность”. На наш взгляд, это самый интересный документ из тех, что представлены на сайте Совета (все остальные представляют собой отчет губернатора перед ЗСО за 2012 год).
Проект технического задания
на создание Концепции формирования
региональной идентичности в Ульяновской области
Концепция формирования региональной идентичности в Ульяновской области (далее – Концепция) разрабатывается авторским (творческим) коллективом. Целесообразно его создание на временной основе.
В состав авторского коллектива должны быть включены:
1. Учёные, работники вузов и научных организаций, имеющие опубликованные работы по данной или смежной тематике: философы, социологи, антропологи (этнологи), политологи, культурологи, историки, лингвисты, филологи, географы, биологи.
2. Практики в сферах: музейного дела, сервисного обслуживания и туризма, спорта, средств массовой информации и связи с общественностью.
3. Представители органов власти Ульяновской области
При написании Концепции необходимо учитывать следующие теоретические основания и предпосылки формирования региональной идентичности Ульяновской области:
Рабочим определением региональной идентичности является «это переживаемые и осознаваемые смыслы и ценности жителей региона, формирующие самосознание и «практическое чувство» принадлежности к Ульяновской области и проявляющиеся как во взаимодействии граждан внутри региона, так и с жителями других территорий».
Региональная идентичность наряду с локальной (местной) идентичностью – это один из вариантов территориальной идентичности. Она тесно связана с осознанием региональной уникальности и представляет собой постоянный процесс конструирования и переконструирования самоопределения. Региональная идентичность – это социальное чувство человека, которое заставляет его отождествлять себя с другими жителями Ульяновской области на том основании, что у них есть общие интересы и признаки, существует солидарность с земляками по причине совместного проживания на одной территории в данный момент или в прошлом. Формирование региональной идентичности предполагает наличие устойчивого «Мы-образа», в который включены все жители Ульяновской области.
Идентичность обеспечивает преемственность и постоянство местных социумов.
В зависимости от того, какие переживания и представления «скрепляют» идентичность следует говорить о позитивной\негативной, а также кризисной и конфликтной идентичности.
Региональная идентичность возникает как результат двух процессов: объединения и различения. Чтобы идентифицировать региональную общность, необходимо ее для себя «определить» и одновременно отделить от остальных общностей. Поэтому понимание региональной идентичности невозможно без понятий границы и «они». Для выстраивания границ задействуется целый ряд признаков – маркеров (реальных и символических), которые позволяют осуществлять различение на «своих» и не «своих». Очень важны практики репрезентации, которые включают в себя конструирование границ и прежде всего смысловых и символических границ. Происходит символическое освоение пространства, благодаря которому возникает общность на основе единых символов и общего ценностного отношения к этим символам.
Что может быть идентифицирующим маркером-признаком?
– территория (ландшафты, Волга, Средняя Волга, волжане) – формируются особые историко-географические образы;
– культура, история;
– социальный (например, этно-конфессиональный) состав населения;
– общие мифы и легенды, позволяющие объяснять не только прошлое, но настоящее и будущее.
– политические процессы;
– экономическое развитие.
Региональная идентичность имеет две важнейших составляющие:
1. Эмоциональное, пропущенное через себя переживание в отношении значимых идентифицирующих признаков. Индивидуальный эмоциональный комплекс, разделяемый всеми жителями региона. Например, быстрый экономический рост региона (как возможный идентификационный признак) воспринимается как результат титанических усилий, «подвига», в котором каждый принимал непосредственное участие.
2. Система значимых повседневных «теорий», с помощью которых члены сообщества могут объяснять не только своё поведение, но и отвечать на вопрос, почему они именно так представляют себя и других. Идеология, которая обеспечивает общее целеполагание, то есть разделяемое всеми представление об основных целях и задачах развития региона.
Следует разделять внешний и внутренний аспекты идентичности.
Внутренний – самостоятельное рефлексивное установление и присвоение (жителями региона) собственных социальных свойств и особенностей региона (исторических, политических, экономических, культурных и т. д.).
Внешний аспект – связан с распознаванием и определением региона извне. Достигается главным образом через формирование определённого узнаваемого имиджа региона и систему брендов.
Существуют риски и опасности конструирования и поддержания региональной идентичности. В стабильном обществе с устойчивой национальной (общегражданской) идентичностью региональная идентичность не выходит на первый план в иерархии территориальных идентичностей. В обычных условиях она проявляется в формировании определенной системы ценностей и норм поведения жителей региона вне связи с этнической принадлежностью. В условиях ослабления или кризиса национальной (общегражданской) идентичности регионально-этническая идентичность может составить ей конкуренцию и, получив политический оттенок, поставить под угрозу единство страны.
В новейшей истории России можно выделить два этапа практического политического интереса к проблеме конструирования именно региональной идентичности.
Первый этап связан с процессами регионализации – различными попытками местных политических элит выстраивать диалог с федеральным центром в качестве самостоятельного субъекта в 90-е годы прошлого века.
В это период времени в основе региональной Ульяновской идентичности лежала идея уникальности Ульяновской области как «островка социализма» с сохраняющимися талонами, распределительной системой и особым стилем руководства губернатора Ю.Ф.Горячева.
Второй этап интереса к теме региональной идентичности начинается со второй половины 2000-х годов. С политической точки зрения этот период характеризуется существенным усилением государства, унификацией законодательства и выстраиванием системы управляемости регионов.
В Ульяновской области уже имеется опыт работы, направленной на формирование региональной идентичности. В качестве стартовых проектов по формированию региональной идентичности можно рассматривать следующие мероприятия:
– конкурс «Имя симбирского-ульяновского края», который показал, что самыми популярными земляками являются Николай Михайлович Карамзин, Владимир Ильич Ленин и Иван Александрович Гончаров;
– конкурс «Семь чудес Ульяновской области», который позволил выявить и нанести на карту региона самые интересные рукотворные и природные объекты области;
– разработка бренда региона: проведение исследования и создание бренд-бука «Ульяновск. К взлёту готов», регистрация бренда «Ульяновск – авиационная столица России»;
– проект «Ульяновская область – родина Колобка» в рамках всероссийского проекта «Сказочная карта России», вызвавший широкий резонанс в России и в Украине;
– музейный проект для школьников «Воспитай патриота!», молодёжный проект «Начни с себя» и проект «Культурный дневник первоклассника»;
– областной конкурс «Девиз Ульяновской области», по итогам которого победившим вариантом был признан девиз «Опора души и державы»;
– разработка программы мер, направленных на повышение уровня культуры и социальной ответственности, изменение поведенческих стереотипов жителей Ульяновской области;
– разработка кодекса «Я – гражданин Ульяновской области»;
– голосование за книги, которые раскрывают региональную идентичность, книги, связанные с Ульяновской областью, в котором лидером стало произведение Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (в нём пересказывается известная сказка «Аленький цветочек»);
На региональную идентичность серьёзно влияют мероприятия, которые специально не направлены на её формирование, но связаны с позиционированием региона и массовым участием в них населения и референтных групп Ульяновской области:
– мероприятия «гончаровской» тематики;
– мероприятия в рамках Карамзинского движения;
– Международный авиатранспортный форум;
– Международный культурный форум и ассамблея художников «Пластовская осень»»;
– областная легкоатлетическая эстафета;
– исторический фестиваль «Волжский путь».
Принят ряд важных решений, которые должны сделать работу по формированию региональной идентичности системной:
– Принято решение о создании «Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области»;
– Идёт подготовка специального подарочного издания, в которое войдёт Кодекс гражданина Ульяновской области и другие важные для самоидентификации ульяновцев тексты и иллюстрации;
– Ведётся работа над проектом Музея СССР, музея общенационального уровня, призванного позиционировать наш регион как важный центр на евразийском пространстве.
– Создана рабочая группа при Губернаторском совете, координирующая работу по формированию региональной и местной идентичности в муниципальных образованиях Ульяновской области.
Примерная структура Концепции:
I. Цели, задачи, сроки реализации Концепции, объём и источники финансирования.
II. Основные понятия Концепции: регионализм, регион, «регион и центр», идентичность, региональная идентичность, локальная (местная) идентичность, региональное самосознание (самоопределение), опорные точки региональной идентичности, соотношение этно-конфессиональной, культурной, региональной и национальной идентичности, ландшафтно-географическая среда региона, региональная история, региональная культура, «опорный регион», региональные (территориальные) интересы, факторы формирования идентичности, механизмы формирования и конструирования идентичности, мобилизационные практики, соседи и соседство, пограничная идентичность, «другие».
III. Обоснование необходимости и разработка характеристик базового социологического исследования по теме «Условия, факторы, предпосылки, ограничения и риски формирования региональной идентичности на территории Ульяновской области».
Авторский коллектив готовит программу и инструментарий данного исследования, проводит анализ параметров социокультурного контекста региона, а именно: наличие социально значимых групп на данной территории, особенности межгрупповых контактов, описание социальных ожиданий различных социальных групп, их образы прошлого, настоящего и будущего.
Необходимо осуществить учёт социокультурных стереотипов, определяющих общий склад сознания жителей данного региона, их базовые жизненные ценности, мотивации, способы восприятия действительности. Выяснить влияние трудовой и досуговой миграции на формирование региональной идентичности. Определить степени значимости общенациональной, региональной и локальной (местной) идентичности, связи региональной идентичности с этнической и религиозной принадлежностью.
IV. Предпосылки, факторы и ресурсы формирования региональной идентичности:
1. Своеобразие проекции географического пространства Ульяновской области на социокультурное пространство региона. Ландшафтно-географические, климатические и биологические ресурсы Ульяновской области, которые могут быть использованы в качестве регионо-дифференцирующих и регионо-интегрирующих признаков.
2. Периодизация истории Ульяновской области. Периоды расцвета регионального сообщества как этапы формирования региональной идентичности. Опорные точки (факты, события) обладающие потенциальной идеологичностью. События и процессы прошлого региона как часть мифологем региональной идентичности. Исторические и археологические ресурсы, которые могут быть использованы для формирования региональной идентичности Ульяновской области.
3. Культурные ресурсы формирования региональной идентичности: литературный, фольклорный, религиозный, образовательный и научный опыт, отличающий Ульяновскую область от других территорий и формирующий культурно-территориальную целостность регионального сообщества.
4. Этнические и антропологические особенности Ульяновской области как факторы формирования региональной идентичности.
5. Туристические ресурсы формирования региональной идентичности. Перспективы развития туристической сферы Ульяновской области во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными опорными точками региональной идентичности.
6. Досуговые, спортивные, информационно-коммуникативные, организационные и идеологические ресурсы формирования региональной идентичности.
7. Общенациональные и международные возможности формирования региональной идентичности.
8. Экономические, политические, социальные и культурные интересы Ульяновской области как территориального сообщества и субъекта Российской Федерации. Цели и задачи региона в обозримой исторической перспективе как регионо-дифференцирующие и регионо-интегрирующие факторы. Современные экономические, культурные, политические, социально-демографические, этно-конфессиональные, инновационные ресурсы реализации региональных интересов и формирования региональной идентичности Ульяновской области.
9. Локальные (местные) идентичностей жителей Ульяновской области как составляющие региональной идентичности.
V. Этапы формирования региональной идентичности Ульяновской области:
Необходимо рассмотреть этапы формирования современной региональной идентичности. Определить особенности, содержание, механизмы и средства реализации каждого этапа.
Фаза дифференциации. На этой фазе происходит осознание особенностей своей общности, отличий “мы” от “они”. Речь идет о топонимике, мифологизации прошлого общности, ее “почвы” (территории, языка, культуры, религии, экономики).
Фаза осознания общности интересов. На этой фазе преимущественную роль начинают играют региональные политические элиты. Очень важно правильно манифестировать эти интересы.
Фаза формулирования стратегических задач, стоящих перед регионом, а иногда – и регионального идеала.
Фаза мобилизации ресурсов для совместного достижения стратегических задач.
Фаза консервации сформированной региональной идентичности. «Изобретение» региональных традиций.
VI. Механизмы формирования региональной идентичности Ульяновской области:
1. Использование механизма конструирования кризисной или оппозиционной региональной идентичности.
2. Идеологическая работа как механизм формирования региональной идентичности.
3. Образы, символика, мифологемы, идеологемы и коммуникационные слоганы как механизмы формирования региональной идентичности.
4. Особенности издательской политики как механизма формирования региональной идентичности. Необходимо определить прежние издания, которые следует переиздать. Сформировать концепцию многотомной истории Ульяновской области, определить круг источников и круг авторов, необходимых для её написания.
5. Медийные средства формирования идентичности. Основные параметры пиар-кампании на весь срок реализации Концепции.
6. Деятельностные механизмы формирования региональной идентичности: региональные традиции, массовые мероприятия и акции, поддержка представителей региона в соревнованиях, конкурсах, фестивалях.
7. Взаимодействие между местными сообществами как механизм формирования региональной идентичности.
VII. Субъекты формирования региональной идентичности Ульяновской области:
1. Роль органов государственной власти и местного самоуправления в формировании региональной идентичности.
2. Роль учреждений образования и культуры в формировании региональной идентичности.
3. Роль средств массовой информации в формировании региональной идентичности.
4. Роль институтов гражданского общества и бизнес-сообщества в формировании региональной идентичности.
5. Роль культурной, спортивной, духовной элиты и научного сообщества в формировании региональной идентичности.
даю наводку
на “выработка предложений по решению актуальных проблем населения Ульяновской области”.
Здесь то, что волнует горожан: http://ulpressa.ru/2013/02/27/simbiblis-ulyanovskoe-protivostoyanie-pivo-protiv-zakona/#comment-303426
“ищущий да обрящет”
Ежов
Есть такая почти культовая уже книжка Павел Крусанов “Укус ангела”.
Так вот там генерал говорит своему “аналитику”: “я сделаю, а ты потом мне это объяснишь”. А у нас ровно наоборот. Все пытаются что то объяснить, болтают, болтают,… колобки, краеведение, карамзины, ленины…. С нулем реального шага, действия. Скоро “болтать” будет целый институт. Главное в любой идентичности – это общая судьба. Судьба это выбор, риски, действия. Против чего и во имя чего мы “идентичны”? Идентичность не может быть декоративным придатком, дизайном, декорацией к глобальной общей потребительски кредитной судьбе бюргера просиживающего вечер у ящика. Декорации по определению только фон к происходящему, к производимому событию.
Я для себя давно решил. Ульяновская область – это общее дело. http://ulpressa.ru/2012/10/08/obshhee-delo-2/ Собсно чем и занимаемся по мере сил. Хорошо если бы их было побольше.
Михалыч
Полностью соглашусь.
Причину вижу в неспособности, полной импотенции власти что-то создавать, работать на позитивный, положительный результат для региона.
Все их усилия направлены на достижение личной выгоды. Поэтому в качестве ширмы и создания видимости деятельности появляются подобные проекты.
Обратите внимание на то, что постоянно заявляет, декларирует и показывает власть. Планы, проекты, прожекты. Рассказывает о планируемых, проводимых мероприятиях. Т.е. рассказывает всегда о процессах (сколько снега вывезли, например), но никогда не рассказывает о результатах (какие улицы очищены, например). Потому как результаты видны всем и каждому. Статистику Асмума не беру во внимание.
Федот
Интересное сравнение . Надо разобраться поподробнее. Но уже сейчас ясно что идентичность региона складывается прежде всего из его результатов общественного труда его жителей в течении десятилетий ,а то и столетий . Краснодар -житница , Питер -культура , Пятигорск-курорты ,Новосибирск-наука , Нижний Тагил-оборонка . Тольятти -авто , Тула -оружие и Т.Д. Труда !!! Кросс с напоминанием горожанам или паспортом жителя ,что они ульяновцы , или то что с трибуны каждый руководитель будет к месту или не к месту в своем выступлении упоминать что он именно ульяновец ,на ульяновской земле и т. д. -это будет выглядеть со стороны по крайней мере комично. Но тема очень интересная , тем более масштабная (целый НИИ) будет заниматься проблемами устранения депрессивности и гордости за регион . Туркмены тоже внешне к ” Рухнаме” Священной книге Всех Туркмен относятся более чем почтительно… Но тем ли они живут, и о такой ли настоящей жизни мечтают ? Социалка растет -как и памятники по всему городу но будут ли гордиться городом- памятником со временем, его жители ? Видимо НИИ займется этой пока как видим основной проблемой. А Может нужно другое НИИ -типа как регион докатился до такого состояния и какие есть пути выхода из него. НИИ экономического толка ?? А не девизов , речевок и юбилеев? Но тон уже задан , будем следовать тогда в русле изучения и поисков ” идентичности ” Ульяновской области которую видимо по неосторожности где- то и когда- то потеряли.
Гор
Один другой начальственный косяк и все летит к черту (Прокин, Баландин…). И еще – налить хорошее вино в вонючие меха, коими пока считается наш город и область не решение высоких целей. Как не поймут, что идентичность всегда – здесь и сейчас! Вот ушел Герман. Вся вся вся жизнь без пафоса, лжи, приспособления… Идентичность на века – ГЕРМАН ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР. Забалтываете Вы жизнь. Захлебываетесь в незнакомых словах и понятиях. Невежественная лихорадка…. Просвещенная бестактность….. Высокомерная открытость….
Горе
Развивайте идентичность в своем Нижнем Новгороде. А к нам не лезте. Или там не так вкусно кормят госпожа “эксперт”?
“Эксперт – любой человек не из нашего города…(с)”
анониим
Вопрос по идентичности ставится не просто так? Это так же как ставят диагноз больному человеку.
П. – Доктор, мы умираем, да?
Д. – Нужно выяснить ваш диагноз, тогда возможно мы сможем найти выход.
У Дугина есть интересная статья (http://www.nakanune.ru/articles/17498/). Так вот у России нет видения своего перспективного будущего. Запад идет дальше на Восток, в Россию он уже весь вошел. И собственно возникает вопрос: Мы “умираем” или уже “мертвы”? Так же как и Советский Союз?
житель
если уж проволить простенькие аналогии, то это похоже на немного перефразированный анекдот:
– Доктор, мне надо делать срочно операцию на сердце! Я не могу сейчас заниматься зубами.
– Больной, а нельзя отложить? Вы полгода ждали очередь на протезирование зубов! Представляете: играют Шопена, все плачут, а вы лежите в гробу с красивыми, ровными, ослепительно белыми зубами!!!!
Так и у нас. Вместо того, чтобы область поднимать с колен, занимаются ширмами.
Хотя уверен, что и этой затеи нечего не будет.
анониим
Вы ничего не поняли, эта страна (РФ) не просуществует в нынешнем виде, столько сколько существовал СССР. Как суждено было исчезнуть с лица земли Союзу, так и мы все исчезнем. Этим и пользуются политики такие как Пехтин, Березовский и др., или бизнесмены. Нахапать, и убежать в страну с развитым либерализмом. А нам впихивают какую-то идентичность. Т.е. обществу ставят диагноз здорово ли оно или при смерти. Скорее второе. За 20 лет мы могли бы много чего добиться, но мы стоим на месте, и это факт, дальнейшего скачка и развития не предвидится. Надо депутатам в Госдуме ставит вопрос по самоидентичности. Ребята вы с кем, ау?!
Дмитрий
“Аноним”, а вы начните с себя двигаться к лучшему и делать это новое. Или вы считаете что это кто-то должен сделать за вас? Каждому человеку нашей области и страны прежде всего необходимо начать с себя самого, лучше учиться, лучше работать, лучше относиться к себе и к окружающим, лучше знать и разбирать в законах и экономике, лучше начать жить в конце концов. Вы почему все время ждете что кто-то должен прийти и сделать это за вас. У всей страны позиция что я “лежу на печи”, а вы (кто эти вы если в стране все такие, все чего-то ждут, все хотят чтобы кто-то за них что-то сделал, ПАРАДОКС БЛИН) сделайте это за меня. Задайте сами себе вопрос, что вы сами сделали для того, что бы жизнь ваша стала лучше?
С себя надо начинать и тогда потихоньку все начнет меняться к лучшему.
Ye-Ye
Почему не будет? Кто-то обогатится…
Кузьма Егоров
Если разработка этой концепции будет оплачена – я готов взяться её написание. Отличное качество гарантирую.
Прозоров С
В какой сфере Ваши научные или профессиональные интересы и достижения?
Кузьма Егоров
Я занимаюсь историей и этнографией, а также памятниками природы и истории региона более 20 лет. Имею публикации по этим темам. Одна из них в нашем общем с Вами научном сборнике от 2002 года.
Прозоров С
Ок. Не узнал. В ближайшее время будет формироваться штат НИИ истории и культуры УО. Если есть желание – присылайте резюме. Правда, я не занимаюсь набором, но резюме передам.
Кузьма Егоров
Договорились.
Тут я … вот…
“Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным …”
Всегда думал, почему меня не прёт от “региональная идентичность”????
Она (идентичность) же про индивидума, про человека! А мы пытаемся опять всех под гребёнку “идентичности”…. и флаг один на всех!!! А что, правильно, с патриотизьмом никак не получается, давайте пополощеи “идентичность”…
А?
славянка
Ребята, а что у вас такие заголовки мудрёные: попроще и по-русски нельзя?)
zzz
Как по-русски “концепция” ?
славянка
Так то Вы, зезезе, автор этой абракадабры?!
славянке
Давайте сразу на Ваш родной:
Експертне обговорення. Проект технічного завдання на створення Концепції формування регіональної ідентичності в Ульянівській області
Вы хохлушечка, если память не изменяет?
Прозоров С
Уважаемые комментаторы. Давайте не будем обсуждать политику государства в целом. На обсуждение вынесен конкретный проект по конкретному вопросу. В данном случае ценны ваши предложения в техзадание, по которому будет писаться концепция, под которую в последующем будет заводиться политика с ресурсами. Если вам не нравится проводимая политика (колобок, девиз, бренд), то сейчас у вас есть возможность реально повлиять на неё – предложить направления, которые вас устраивают.
Буланов
А есть какие то исследования по этой теме или с начала проект техзадания Концепции, что фактически черновик черновика для необязательной декларации и не логичней ли было с начала утвердить определенные темы исследований (если таких нет), а потом писать Концепции и т.д.?
Прозоров С
Исследования есть. По этнической идентичности УО (А.В.Качкин) , исследование Стась-Маркетинг для бренд-бука, ОГКУ “Аналитика” немного в опросы включало, но данные уже устарели и не охватывают всю проблематику. Если Вы заметили, то старт для всей работы даёт социсследование. Его тематику можете предложить.
Буланов
Пропустил. Программу исследования можно было бы посмотреть, это интересно. Описано все хорошо, но если следовать описанию, то нужно 1-2 года только на исследования и куча денег.
Конкретное предложение
Закрыть НИИ региональной идентичности в Ульяновской области. Сэкономленые средства направить на пополнение библиотечных фондов сельских (еще не закрытых) и городских районных библиотек.
Прозоров С
Такого НИИ не существует. Если он будет создан, то он будет писать в том числе книжки для библиотек УО.
Конкретное предложение
Отменить решение об открытии НИИ региональной идентичности в Ульяновской области. На сэкономленные средства пополнить библиотечные фонды сельских (еще не закрытых) и городских районных библиотек.
И не морочить людям головы дурацкой псевдонаучностью.
читатель книжек
А я хочу почитать книжки не об Ульяновской области. Как насчёт пополнения фондов периодикой, переизданиями классики, научные издания РАН. Или вы предлагаете только книжки НИИ читать сельчанам?
Прозоров С
Я лично не против пополнения библитек разными книгами, но если в разделе краеведения будут книги по истории Мордовии, Татарстана и Марий Эл, а по Ульяновской области не будет, то это очень обидно. Можно до бесконечности переиздавать П.Мартынова. Только что был на собрании краеведов области. Из молодёжи было всего два человека. Один знакомый учёный сказал как-то: “Когда 25 лет назад я пришёл в институт, я был самым молодым сотрудником. Сейчас мне 54 и я по-прежнему самый юный учёный в институте”.
Тоже читатель
А я вот недавно открыл полные авторские версии “Двенадцати стульев” и “Золотого теленка” Ильфа и Петрова. В книжном они по 500 руб. Пришлось скачивать с интернет. Но, сами понимаете, одно дело книга, другое компьютер – две большие разницы. Была бы возможность взять книжки в ближайшей райбиблиотеке, давно бы взяли и читали всей семьей.
?
Так это НИИ для обучения краеведов, что ли?
Прозоров С
Это НИИ для воспроизводства краеведения как научной дисциплины на территории Ульяновской области. Время энтузиастов прошло. Все энтузиасты ушли с эпохой энтузиазма или уехали за пределы региона, где энтузиазм поддерживается материально (это называется профессиональная деятельность).
?
Зачем области вдруг потребовалось целый институт штатных “профессиональных” краеведов? Чем тогда занимаются, скажем, штатные сотрудники краеведческого музея?
Прозоров С
“Вдруг” не потребовалось. В 90-е годы была уже создана подобная структура – Центр политологии (В.Н. Егоров), благодаря этому были разработаны учебники краеведения и энциклопедия. Потом Центр закрыли. С тех пор ничего похожего не было, так как кустарным способом можно изготовить только халтуру.
По поводу музея. Музейных функций у института не будет. Чем занимаются музейные работники, лучше спросить у них, но думаю они не будут рады если на них возложить работу, которой в соседних регионах занимаются специальные институты . “Целый институт” – это не учреждение масштабов пединститута или советского НИИ. Штат будет скромный.
Ye-Ye
Они УЖЕ написаны, до вас.
Читатель
Никакой идентичности ! Пока темой пытается рулить КириловаТ.В. бывшая нач.отдела УлГу.
Я в такой идентичности быть не хочу.
С ума сойти! Целый институт! Дурдом.
Сказочник
Это будет так . После всех безуспешных попыток уйти от бедности ,собралась семья за столом на совещание -что делать ? Есть немного денег, небольшой надел ,лошадь ,соха, на стене висит лубок да в углу балалайка .Сын говорит , давайте на эти деньги купим овса лошадке , ей посевную поднимать . Нет, сказала сестра, сколько уже раз покупаем, покупаем,а денег все не прибавляется .Давайте лучше к балалайке купим еще и гармонь , а вместо лубка на стену красивый пейзаж с лебедями на пруду. Что б красиво было ! По новому будем хозяйствовать !
А овес для лошади как же ? Спросил брат . Чудак ! Мы с твоим овсом , так и будем топтаться на одном месте. А тут как меха гармошки развернем, да струны тронем- так к нам и все повалят на вечеринки ,гостей будет со всех волостей ! И тогда тебе не только овес сыщется ! Культурной программой будем хозяйство поднимать ! Согласился с нею брат.Послушал их старый отец ,усмехнулся да и отнес деньги батюшке на храм. А детям так и сказал , берите котомки раз такие умные да идите в Москву , в люди . али еще куда, да как заробите свою копейку, так сами и поймете что с ней делать нужно . А готового рецепта брату с сестрой как хозяйствовать так старый и не дал . Мудро решив, что пока не в коня корм , и советами тут уже не поможешь.
Очередная бредятина от вскипевшей
в пустотах, где у нормальных людей мозг, … … . Пустобрехство, имитация деятельности. … мышление. Снова готовят растаскивание бюджета.
житель
http://www.youtube.com/watch?v=y5W8Z6unYks&feature=player_detailpage
палата № 6
Всё это – наукообразный креативный бред клипового сознания. Постановка вопроса не предполагает решения, поскольку приоритет за бюрократическими придумками, типа кодекса «Я – гражданин Ульяновской области”, а не за русской КУЛЬТУРОЙ, хотя только она способна ОЧЕЛОВЕЧИТЬ homo vulgaris.
Россия никогда не была страной лавочников, ростовщиков и мигрантов, в которую её пытаются превратить захватившие власть либералы. Для этого они самым решительным образом внедряют в сознание народов России, и в первую очередь –русского народа, пошлое мировоззрение потребителей массовой культуры и так называемое современное искусство. И всё это, к сожалению, находит в нашей области самый благожелательный прием. Но, по счастью, далеко не у всех. Абсолютное большинство ульяновцев эта «культурная агрессия» ввергает в недоумение. Можно слышать и такое мнение: «Богатеи блажат…» Бесспорно одно: искусственно созданые проблемы болезненно затрагивают нравственное чувство каждого гражданина и нуждаются в понятном объяснении.
Калининский
Идентичное лицо региона создается и складывается десятилетиями и сотнями лет в результате именно труда населения данного региона по производству чего- материального. Краснодар-житница , Сочи здравница , Новосибирск -наука ,Тагил -оборонка , Тула -оружие ,Тольятти -автопром , Питер-культура . И откладывается это в головах людей как то само собой -производство определяет и быт и культуру каждого региона по своему.Чего будет отыскивать целое НИИ- в качестве определения идентичности, пока загадка. Со стороны получается что ульяновцы как бы потеряли в суете повседневных забот свою идентичность , что даже УАЗ и Авиастар не могут конкурировать за это лицо с загадочным виртуальным сфинксом -которого предстоит сыскать со временем . Что то подобие ” Рухнамы ” Священной современной книги всех туркмен со сводом правил написанной и утвержденной покойным Сапармуратом Ниязовым. Пока из проекта просматривается только то , что каждый административный шаг или мероприятие будет начинаться и оканчиваться напоминанием гражданам что они жители именно ульяновской области ,.Совещания , кроссы , паспорта ульяновца, кодексы чести чиновников и горожан и проч. все это напоминает какой -то административный ералаш далекий от основ настоящей , а не показной культуры на форумах и фестивалях . Культура помогает быть человеку -человеком. И неважно какого он региона житель . А этого возможно достичь только основами привития той классической культуры , на современной базе которая в настоящее время , пока еще образно говоря, пылится в запасниках , а не сомнительным новоделом . Экономика региона и культура должны идти вровень , возможно тогда и определится та самая идентичность которую пытаются отыскать с помощью НИИ .
Прозоров С
Очень верное рассуждение по поводу объективных факторов локальной идентичности. Формирование в данном проекте скорее означает “влияние на”, а не “создание”. Идентичность существует объективно, но её можно изменять. Как выше тут знатоки отметили, идентичность – это психологическое явление. Психика человека не живёт века, она смертна, она изменчива, учёные ввели даже понятие “жидкой” или “текучей” идентичности. Хороший пример изменчивости массового сознания – колобок. К истории и культуре Ульяновской области он по большому счёту не имеет никакого отношения, но за пару лет колобок поселился в голове у каждого ульяновца. Колобок как проект не стоил ни копейки, но сработал отлично. Теперь можно работать с более серьёзными вещами. Цель концепции подойти к делу серьёзно.
Относительно культуры. Если Вы знакомы с историей и философией, скажем В.С.Соловьева, то культура – это скорее константа идентичности, а фактор изменчивости. Прививая классическую или любую другую культуру мы воспитываем в первую очередь человека, потом русского, православного и т.д. Нет особой ульяновской культуры!
Прозоров С
читать *не константа :)
Полотнянко
Я работал в центре политологии у В. Н Егорова, редактировал 1-й том Сим-Уль. энциклопедии, которая делалась энтузиастами. Таких больше нет. То, чем вы собираетесь заняться, уже сделано на 70% краеведами ( по документам) и отражено художественно в моей тетралогии романов, повестях и комедиях из истории Симбирска, частью(3 романа) изданных в Москве, но встреченных в Уль-ске с недоумением (?). Уверен, что издание книг краеведов и моих книг гораздо важнее вашей затейки, потому что в них живая история Отечества. И обойдется это бюджету тысячекратно дешевле содержания еще одного очага культуры для глупых.
Прозоров С
Подход отличный – “дайте мне немного денег” и “все глупы”. Не буду комментировать. Просто интересны аргументы краеведа против краеведения. Что Вы имеете ввиду под словами “ваша затейка”? Изучение истории и культуры Ульяновской области – это “затейка”? Или Вы имеете ввиду, что всё уже изучили (на 70%!- это очень точная цифра!) и можно закрывать исторический факультет? “Отличная” позиция для патриота и краеведа.
Фримен
Ну вот, тема ушла с первой страницы, промодерирована)) и можно высказаться. Для интересующихся.
1. Это “техзадание” было написано почти год назад. Выводить его в плоскость общественного обсуждения сейчас – абсолютно бессмысленная вещь.
2. По т.н. “региональной идентичности”. Это, по большому счёту, – ширма, за которой скрыта серьёзная проблема: положение дел и перспективы ульяновского краеведения. Что имеем за последние 10 лет? Энциклопедию, изданную на средства бюджета (всем штатным авторам, кстати, за работу платили), уже, в определенной части, устаревшую. Книгу В.Н.Егорова (изданную на средства ЗСО к 15-и летию). Многотомники “Солдаты Победы”, “Солдаты трудового фронта” (изданы на средства областного бюджета). Книги Ж.Трофимова, В.А.Гуркина, Ильина (по кладбищам), В.А.Сукайло, Г.Демочкина, Б.Аржанцева, альбом сотрудников областного архива. Трёхтомник интервью Андрея Безденежных. Переиздание П.Л.Мартынова. Историки УлГУ на деньги бывшего сенатора Шеянова создали неплохую книгу о Великой Отечественной (без краеведческого материала). Пара-тройка сайтов. Пара-тройка кандидатских диссертаций. Разные краеведческие статьи в “Мономахе”. Пожалуй, это все. Прямо скажем, не густо.
3. Краеведов-исследователей в области – два десятка человек. В основном все – предпенсионного или пенсионного возраста. Лет через 5-7 заниматься любым краеведением будет просто некому. Новых имен – единицы (привет качеству исторического образования в УлГПУ и УлГУ). Причем, что самое обидное, этой потери общество в принципе и не заметит.
4. Создание бюджетного учреждения – это действие, преследующее определенную цель. Дать возможность тем краеведам, кто еще может работать – работать и зарабатывать (в том числе – на уже имеющихся, но неопубликованных исследованиях). Привлекать по определенным темам молодежь, студентов и аспирантов. Наконец, просто предметно заняться вещами, на которые нужны деньги. Например, оцифровкой и копированием материалов по Симбирской губернии/Ульяновской области, которые пылятся в госархивах Москвы и Питера и не введены в научный оборот вообще (идея В.А.Гуркина). Созданием нормальной многотомной научной истории региона (это такая красивая мечта, которую уже воплотили в жизнь все наши соседи). Но к этому еще надо прийти, объединяя все имеющиеся ресурсы. Они сейчас разделены и раздроблены, каждый пашет свою делянку. В приоритете – свои темы и свои интересы (классический пример наблюдаем выше). К Ежову: разве это не общее дело?
5. Понятно, что власти в её нынешнем виде все это совсем не надо. У нее есть другой запрос – на управление умами. Под это власть готова выделять деньги. Хорошо, давайте примем эти правила игры. Конечно, можно не принимать. Можно кричать о глупой власти, кидающей деньги неизвестно на что и непонятно зачем. Итог-то какой? Ну, хочет власть получить некие знания, как управлять региональной идентичностью, – получит. Гораздо важнее, имхо, что от этого сможет общество получить и какие проблемы за счёт этого оно сможет решить.
6. Резюмирую: институт истории и культуры – это способ, объединив остатки ульяновских краеведов, спасти краеведение как сферу деятельности. И в профессиональном, и в любительском плане. Всё остальное – неважно.
Калининский
Спасибо за анализ . Более мене ясный обзор. А так спектр возможного применения усилий на благо края . Что касается -власти Идея понятна. Не сами краеведы банкуют, а приходится приспосабливаться по разному. И наверное это правильно, чем становится в позу там ,где хоть как то можно извлечь пользу для края. Вроде тех поговорок про телятю ,клок с овцы и про гору которую можно обойти и т.д..
4 января 2013 года Президентом подписан Указ о создании Военно-исторического общества ( ранее был с 1907-1917 гг.) К марту должны быть утверждены фонды под этот указ . Центры в столице и федеральных округах. Но уже , судя по интернету одним из первых зарегистрировались региональные в Волгограде и Владимире . Какие наметки и отклики среди краеведов в этом плане есть в Ульяновске ?
Фримен
Уверен, что никаких. Это беда Ульяновска: нет своего Чапаева в краеведении. Доктора наук есть, а вот такого лидера нет. Каждый сам за себя
Фримен
Я вот простой пример приведу: с ульяновским отделением РГО. Вышли с инициативой создать Симбирско-Ульяновскую Википедию. Хороший проект, во многих регионах он работает по полной программе. У нас родили 80 статей и все. Хотя если бы через Гранты получили 200-300 тысяч из бюджета и заплатили тем же краеведам по тысяче за статью, уже было бы 380. И краеведам небольшой приработок, и дело бы двигалось. Возможностей же полно вокруг. Вот есть исторические клубы. Кто знает, что в Лейпциге в сентябре этого года будет реконструирована “битва народов”? Туда реально поехать за федеральные деньги. Но для всего нужен свой объединяющий центр, свой Чапаев, кто будет выбивать эти деньги из всех возможных источников и координировать всю работу.
Калининский
Из профессорско- преподавательского состава канувших в лету трех военных училищ и общественных кафедр гражданских Вузов -нет человека исследовавшего военно -историческую тему ? Конечно ,например такой столп краеведения как Ж. Трофимов -предан своему направлению , ( кстати отысканы некоторые его следы в Туле, где он был 17-ти летним начальником охраны элеватора в 1941 году.) В. Воробьев и В. Кузьмин – из Майны своими направлениями. Николай Захарчев из Старой Майны -ведет Военный Памир, Афганистан и боевые будни границы в Советской Ср .Азии . Встречаются частые публикации Шабалкина, Сивопляса, Егорова , но отыскать специализированного историка краеведа по военной тематике пока редкость…вот энтузиасты военной истории из Барыша Шумерлев ,Сударев , Силантьев . Видимо есть такие и в других поселках, судя по отлично составленным Книгам Памяти , и оформленным районным Музеям. Честно говоря сожалею, что не было возможности упредить ситуацию с памятником Кочеткову – в противовес с идеей памятнику всему симбирскому воинству . Скорее всего это высший заказ на красивую правдоподобную легенду. Ведь круче не сочинишь ! Ситуацию можно без труда отследить из первых уст ,заметил президент что забыта старая история-пожайлуйста уже запестрели блоги. Жаль только. что первоисточник не удосужился копнуть поглубже ,по реальнее . Но наверное красивая легенда тоже сыграет свою положительную роль. Про Лейпциг конечно не слышал , но с Нижним видимо уже нужно связываться ,узнавать что и как .