Игорь Елков
Время стальных самолетов заканчивается – скоро полетим на композитных.
В 2016 году начнутся летные испытания новейшего российского пассажирского самолета МС-21.
Объединенная авиастроительная корпорация предоставила “Российской газете” возможность в буквальном смысле дотронуться рукой до самолета будущего.
Где роботы обувают
Название лайнера означает “магистральный самолет XXI века”. Он должен занять до 10% мирового рынка в своем классе.
Как и все современные самолеты, МС-21 географически не привязан к одному заводу. Производство самолетов ведется в широкой кооперации. Головное предприятие – “Корпорация “Иркут”. Окончательная сборка лайнера, производство планера и ряда деталей идет на заводе в Иркутске. Двигатели делают в Перми, шасси в Нижнем Новгороде, композитные части хвостового оперения в Обнинске, обтекатель центроплана в Воронеже, в Ульяновске на заводе “Авиастар” – суперпанели фюзеляжа, двери и др. агрегаты, на “АэроКомпозите” главную “изюминку” – “черное крыло” и центроплан из композитных материалов.
Беру курс на Ульяновск. Из Москвы сюда летает рейсовый “Бомбардье”. В целом довольно комфортный канадский самолет на полсотни пассажиров. Но пассажир и стюардесса с тележкой в проходе не могут разойтись. А вот в МС-21 такой проблемы не будет, по уровню комфорта он схож с дальнемагистральными самолетами, имея самый широкий фюзеляж среди “одноклассников” – почти 4 метра. Русский размер.
… Чтобы попасть в цех “АэроКомпозита”, где делают “черные крылья”, надо стать белым. Облачаюсь в белый халат и обуваю бахилы. Точнее, обул меня робот: ногу в ящик, громкий щелчок – и твой ботинок в полимере.
Это самая большая “чистая комната” в стране: цех площадью 11 тыс. кв. метров. Влажная уборка помещения – три раза в день.
– И единственный завод в мире, где сосредоточен весь цикл производства композитных конструкций самолета, – замечает гендиректор “АэроКомпозита” Анатолий Гайданский.
Привычный алюминий заменяют на композиты из-за выигрыша в весе. Хотя в цифрах это не так и много: 5 – 7%. Но более легкий самолет ощутимо экономит топливо. И что еще важнее – композитные материалы позволяют создать невероятные в плане аэродинамики конструкции. Если повторить такие в металле, то вес существенно возрастет. Новый самолет будет на треть состоять из композиционных материалов.
Перекресток миров
В Ульяновске МС-21 обеспечит работой тысячи человек. В основном трудятся местные, но масштабная производственная программа требует все больше рабочих мест. За год на завод “Авиастар” трудоустроилось 200 иностранцев. Некоторые приехали с авиазаводов в Узбекистане и Казахстане, но больше всего рабочих рук нам “подарила” Украина. Причем специалистов высокой квалификации. Похоже, на Украине авиапромышленности пришел полный “майдан”. Допрыгались. А у нас некоторым русскоязычным рабочим в ускоренном порядке уже предоставили гражданство.
Заработки зависят от специальности. Например, в центре окраски предприятия “Спектр-Авиа” средняя зарплата 41,5 тыс. рублей.
– Но маляр у меня в хороший месяц зарабатывает до 80 тыс., – уточняет директор центра Сергей Карташев. – Бывают авралы, когда люди зарабатывают до 150 тыс.
В прошлом году приехали два маляра: из Луганска и из Харькова. Там о таких объемах и заработках даже и не мечтают. Хотя и по меркам Ульяновска работа на авиапроизводстве выглядит очень привлекательной. И это сейчас, когда, повторюсь, производство МС-21 только начинается. Самолет взлетит в следующем году, а в конце 2018-го предполагается его сертификация с последующими поставками заказчикам.
По оценке вице-премьера Дмитрия Рогозина, в ближайшие 20 лет будет продано до 1000 МС-21.
Курица как птица
Термины “композиты” и “углепластик” легко вошли в наш обиход. Ну, композитный самолет, и что такого. Вопрос на засыпку: а собственно, что это такое и как из него делают самолеты?
Представьте себе: перед вами рулон с угольной лентой. По научному – сухое углеродное волокно. Звучит прозаично, выглядит буднично. Но дальше начинается фантастика. Мне выдают очки, защищающие глаза от лазера, и гендиректор “АэроКомпозита” ведет в цех, где из этой угольной ленты выкладывают будущее крыло. Шарообразный робот, свешиваясь с потолка, деловито начинает лазером спекать эти ленточки. Когда конструкция обретет формы, ее повезут в исполинскую печь…
Перевозят по цехам “черное крыло” на дистанционно управляемых платформах. Вместо обычного крана – исполинские тиски-“клешни”, которые фиксируют груз при помощи сотен вакуумных присосок. Это чтобы царапины на “черном крыле” не осталось. Впрочем, угольные нити тоньше человеческого волоса, но крепче стали.
– Конструкции из композитов проходят жесточайшую проверку, – заверяет Анатолий Гайданский, демонстрируя стенд, где крыло проверяют ультразвуком.
А самых больших скептиков должен утешить иной аргумент. Американский “Боинг-787” “Дримлайнер”, который по содержанию композитов сопоставим с МС-21, летает уже восемь лет. И его “углепластиковое” крыло неплохо выдерживает втрое больший вес.
Собранный в Ульяновске киль испытывали в ЦАГИ. Кроме проверки на прочность провели эксперимент, имитирующий столкновение с птицей на большой скорости. Для этого из специальной пневматической пушки по килю “стреляли” мертвыми курицами.
Киль достойно выдержал все испытания.