Таков боевой или, если угодно, служебный путь командира пятого взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД Ульяновской области майора Михаила

Пичугина. Когда-то он участвовал в сопровождении военных грузов на дорогах Афганистана, ныне обеспечивает безопасность колонн правительственных автомобилей.

Вода дороже патронов

– Когда призвали в армию в 1983-м, – рассказал Михаил Николаевич, – я попал в воздушно-десантные войска. Закончил учебный центр в Фергане, по специальности – радиотелеграфист-гранатометчик. Потом нас и перебросили в Афганистан. Летели с интересом – за границей-то ни разу не были. Наша 103-я дивизия ВДВ базировалась в Кабуле. Вышли из самолета – а там жара невыносимая, песок метет, что у нас метель зимой. Поначалу, после родного Поволжья, тяжело было. Но пару месяцев прошло – адаптировались. Снабжали нас хорошо, в городе было не опасно – местные жители относились к советской армии с большим уважением. Офицеры в магазины ходили, мы их сопровождали. Случалось – идем по улице, а навстречу крестьянин на ишаке едет и магнитофон слушает. Поравняется с нами – предложит купить. Жаль, оклады наши солдатские маленькие были. Только на сладости и хватало – молодые же были, хотелось чего-нибудь вкусненького попробовать.

Основной задачей подразделения, в котором служил Пичугин, было поддержание бесперебойной радиосвязи при прохождении колонн грузовиков с оружием и боеприпасами.

– Навьючишь на себя рацию, а в ней двадцать килограммов, – и в горы, – продолжил рассказ майор. – Подъем тяжелый, по нескольку часов карабкались. Однажды наша группа из четырех человек три дня просидела среди скал. По ночам точку охраняли бойцы взвода разведчиков. За трое суток мы съели на четверых всего две банки консервов – жара лишала аппетита, а вода была дороже патронов. Вернулись на базу изрядно похудевшими, зато оторвались по полной – и попили, и помылись.

После возвращения на родину Михаил Николаевич еще не раз встречался с боевыми друзьями, ездил в Киргизию на слет ветеранов. Известие о выводе советских войск из Афганистана воспринял спокойно.

– Сейчас эту войну многие трактуют по-разному, – поделился он мнением. – А мы выполняли интернациональный долг, помогали дружественному народу.

Наградой для воина-интернационалиста стала медаль «За боевые заслуги» и телефон, который провели в его квартиру вне очереди.

С «мигалкой», но по правилам

Отставного солдата пригласили на службу в Госавтоинспекцию.

– Работать тогда было несравненно проще, чем сейчас, – рассказал Пичугин. – Машин было меньше, водители – профессиональнее, а инспекторы пользовались большим авторитетом. Представляете: без оружия на патрулирование выходили, лишь у старшего наряда был пистолет. А потом наступили 90-е годы, и на пост мы не заступали без автомата.

Начав с рядового инспектора, Михаил Николаевич дослужился до руководителя взвода, на котором лежит особая ответственность.

– Мы сопровождаем правительственные кортежи, – объяснил он. – Маршрут выбираем совместно с сотрудниками ФСО – наиболее короткий и безопасный. Раньше колонны машин чиновников эскортировали мотоциклисты – помню, сам когда-то ездил на «Урале». Сейчас для этого, как правило, привлекаем три-четыре патрульные машины. Техники достаточно – есть «Тойоты», «Мицубиси», «Жигули» 10-й и 14-й моделей. Колонна идет с включенными проблесковыми огнями, но строго соблюдая Правила дорожного движения. Скорость – 60 км по городу и 90км – на трассе.

Единственная трудность – находятся те, кто, даже видя организованный кортеж, не уступает дорогу. Был случай на Московском шоссе – дама попала в аварию из-за того, что не пропустила колонну. Бороться с этим одними штрафами бесполезно – необходимо воспитывать водительскую культуру и работать с пешеходами. А пока расслабляться не приходится.