Как отмечают многие – новый политический сезон в Ульяновской области уже стартовал. Впереди интересный период: своеобразная репетиция для региональных политических сил в виде осенних выборов в ряде муниципалитетов, и выход на финишную прямую избирательной кампании в Законодательное Собрание в сентябре следующего года.

Но, к счастью или сожалению, данные знаковые события если и имеют свое собственное значение и значимость в виде конечного результата, то весьма опосредованное. И причина тому кроется в традиционном для региона и страны в целом положении вещей, когда выборы – это оценка населения власти как монолитного субъекта, не разделенного на ветви и формализуемого в едином начале – в лице главы государства, в лице главы региона.

На большой шахматной доске региональной политике все фигуры, все знаковые шаги, наборы стратегий и поле для маневра находятся в руках Губернатора. Именно от его действий, от его повестки дня на ближайший год будет зависеть многое: начиная от покорности местных элит и их желания действовать сообща, не вынося внутренние ссоры и конфликты в публичное русло, до общего уровня доверия населения, его социального самочувствия и настроя сохранить действующую управленческую команду на своем месте.

Тем интереснее становятся попытки не просто описать текущую логику деятельности нашего Губернатора, но и попробовать предугадать его дальнейшие шаги и приоритеты деятельности.

Итак, поехали.

Приоритеты

Достаточно всё просто. Легко предположить, что если федеральная власть задала тебе новые критерии твоей собственной эффективности, то в твоих же интересах учитывать их в планировании и осуществлении своих осмысленных шагов.

Буквально месяц назад Президент РФ подписал указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Он во многом в наиболее обобщенной и простой форме предопределил иерархию целей и мотивов деятельности любого главы российского региона. Если уж совсем просто, то приоритета два: рост экономического потенциала (налоги, инвестиции, уровень доходов) и развитие человеческого капитала (демография, образование, здоровье), и как венец реализации того и другого – уровень доверия населения, то есть его оценка успешности деятельности власти в достижении заявленных целей.

И здесь очень легко объяснить логику как предыдущих, так и совсем последних шагов и инициатив С.И. Морозова:

амбициозная цель по увеличению населения региона к 2025 году до 3 млн. человек.

Многие восприняли саму идею в штыки, многие иронизировали и отшучивались. Однако, всегда нужно пытаться понять суть и логику деятельности публичного политика. Обществу, зачастую, нужны сильные и яркие “маркеры”, ощущение грандиозности планов и уверенность в лидере и его способности обозначать образ “желаемого завтра”. Вспомним Путинское заявление в начале нулевых: удвоить ВВП за 10 лет… (по факту в точный срок не удвоили…но удвоили попозже).

Согласитесь, сейчас мало кто воспринимает официальные релизы, статистику и всевозможные рейтинги: в умах многих присутствует вполне понятное обыденное понимание и набор социальных штампов, наподобие “область вымирает”, “бизнес загибается”, “заводы стоят”, “ничего не строят” и т.п., и как итог – социальная апатия и желание покинуть регион в поисках более светлого будущего. Однако, стоит открыть на той же Улпрессе раздел “рейтинги и аналитика“, как даже по заголовкам можно понять, что позитив и повышающий тренд у нас имеется. В том числе, и в сфере демографической политики.

Новое заявление Морозова об увеличении численности населения – как раз попытка внести в общественный фокус внимания тот положительный образ и цель, достижению которой служит весь комплекс предпринимаемых региональной властю усилий по привлечению инвестиции, созданию спроса на квалифицированный и высокооплачиваемый труд, снижению смертности и стимулированию рождаемости, развитию сельских территорий. Не будет таких амбициозных “маркеров” – будет пустота и негативный фон анонимных комментариев о скором “апокалипсисе” в отдельно взятом регионе…что в этом случае лучше и полезнее для всех – большой вопрос.

инициативы по дальнейшему ограничению доступности алкоголя для федерального центра;

Изначальный выбор Морозова в пользу активных действий по ограничению продажи алкоголя был верен и своевременен как никогда, и в своем начале встречал шквал негатива и спорных оценок. Однако, опыту нашего региона вскоре последовали многие. Губернатор, что называется “поймал волну”, и оставлять тему без развития уже было не логично и не правильно. Дальнейшие возможные законодательные ограничения на пути к доступному алкоголю лежат в рамках компетенции федерального центра и Губернатору ничего не оставалось больше, как перекидывать мячик на их сторону, выдвигая нетривиальную и спорную на первый взгляд идею: лишить супермаркеты “винных рядов”, создав своеобразные закрытые “гетто” для водки в виде специализированных магазинов. Ничего нового, в принципе, в российской истории это уже было. Но нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое. В конечном счете – как результат целенаправленной деятельности в этом направлении, как раз и является сбережение народа: снижение смертности от неестественных причин. Все в рамках приоритетов, все логично и выверено;

корректировки инвестиционного законодательства, общие усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата;

Тут даже пояснять в принципе ничего не надо. Многие часто упрекают региональную власть за излишнюю активность на ниве зарубежных поездок, участия в международных форумах и выставках, проведения на территории региона значимых мероприятий. Однако, за счет этого и только этого достигается главное – завязываются контакты, находятся партнеры, делаться первые “вылазки” инвесторов на нашу землю. Это маркетинг и реклама, ничего более. Жалко, что в стране открытость данных пока практически отсутствует: интересно было бы сравнить расходы разных регионов по этому направлению и соотнести их с объемами привлеченных инвестиций. У меня огромное подозрение, что мы были бы одни из лучших. Кто в теме, тот в курсе, сколько примерно тратит тот же Краснодарский край на подобные дела. Цифры просто несопоставимые, даже в расчете на душу населения.

открытое правительство, попытка выстраивания равноправного диалога между властью и обществом;

Конечная цель очевидна – уровень доверия населения к деятельности власти, и как следствие – электоральная поддержка. Но трудность всегда состоит в пути достижении цели, в его так сказать “дао”)

С превеликим любопытством наблюдаю, как общественность воспринимает новую установку Губернатора Морозова на “открытость”. Пока, что все не совсем радужно: недоверие, ирония и непонимание, что это вообще такое. В целом, тут мы не оригинальный – федеральный министр Абызов сталкивается с аналогичной проблемой. И это вполне объяснимо.

Не знаю, буду ли достаточно ясен в своем подходе к вопросу – но для меня “открытое правительство” – это своеобразный “кайдзен” в государственном менеджменте ( в свое время на меня большое влияние оказала книга – первоисточник по теме, рекомендую). Это, в общем и целом, новая философия управления, новый подход, позволяющий власти сохранять адекватность своего управления в реалиях усложняющегося и “убыстряющегося” общества.

Что тут региональной власти уже получилось сделать, а что нет:

– повальный выход в сеть (твиттеры, ЖЖ чиновников): доступность имеется, на более, менее громкие посты, публикации, вопросы реакция имеется (не на все, но тренд очевиден). “Дурь каждого теперь видна”? Видна, безусловно, есть огромное пространство и возможности по ее идентифицированию, высмеиванию и критике. Канал коммуникации с “людьми нового цифрового общества” есть? Есть, и еще какой;

– доступ к информации о деятельности власти в интернете: сайт регионального правительства один из лучших по критерию полноты и доступности информации. Полезен ли он для пользователей и удовлетворен ли спрос на нужную гражданам информацию – ответа пока нет, мало кто поднимал, исследовал и ставил пока такую познавательную задачу. Но все со временем придет. Трансляции заседаний правительства и значимых совещаний – есть. Может каждый заходить, смотреть и оценивать, быть в курсе событий, минуя полицейский кордон на входе в белый дом. Тревожит одно – региональное правительство пока пионер, за которым не успевает ни законодательный орган, ни городская власть. Но дело времени, они придут к этому с неизбежностью;

– общественная экспертиза, общественные советы, система “защиты от дурака” и т.п.: основные первичные шаги сделаны или уже в процессе завершения. Количество палат, советов и т.п. уже в принципе близко к насыщению. Если эффект – оценить трудно. По крайней мере можно сказать с уверенностью следующее – основные проблемы, острые конфликты на уровне города и региона (вспомните последнее: вырубки деревьев, продажи заливов и прочее) вылезают как раз там, где власть и бизнес пытаются решить все под сукном, быстро и без лишнего шума, объяснений и чьих-либо советов. Эффект получают обратный. Есть надежда, что в скором будущем придет осознание и участие общественности будет более реальным, чем номинальным.

Проблема еще и в том, что если на федеральном уровне власти удается без труда вычленить системообразующие вопросы, инициативы и проекты, требующие широкой общественной экспертизы и обсуждения (закон об образовании, закон о гарантиях прав на медпомощь, закон о рыбалке, и т.д.), то на региональном уровне такое пока плохо получается. С одной стороны все основные вопросы, требующие законодательного регулирования на региональном уровне, давно уже закреплены в действующих актах ( и серьезных реформ тут ждать не приходиться), с другой стороны – власть, понимая, что большинство значимых решений, находиться в режиме текущей деятельности пока не готова встраивать механизм независимой оценки в эту свою обыденную практику. Вот и приходиться, зачастую, искать промежуточные варианты…

Есть и другая проблема, уже со стороны общества, настоящих то “буйных” реально мало, вряд ли кто оспорит, ну нет у нас местных “Рошалей”, нет (за очень редким исключением) настоящих, непререкаемых  авторитетов, нет устоявшегося пула “экспертов”, нет ярких и интересных общественных лидеров и вожаков (ярких и интересных, подчеркиваю. Записных и карикатурных – хватает). Это тоже пока не фатально, значит зреют, значит пока в тени.

Одним словом, “открытое правительство” – это не “анальгин” снять текущую боль, и здесь глупо ждать эффекта быстрого и наглядного. Это трудный, долгий и муторный местами путь перестройки как самой власти, таки и общества, поиск компромиссов и точек совместного приложения усилий. Главное есть желание и запрос, результат обязательно будет. Иначе никак. Власть делает первые уверенные шаги к этому, и это главное.