Бывший командир 31-й бригады ВДВ, депутат Госдумы генерал-майор Вадим Орлов приехал на неделю в Ульяновск и встретился вчера с местной прессой. Во-первых, чтобы доложить о своей думской деятельности, во-вторых, ответить на вопросы, “если они будут”. Вопросы были.
Но сначала о парламентской работе. Главным в Думе был в последние месяцы бюджет на 2001-й год. Орлов оценивает его как “бюджет выживания”, хотя есть, по мнению генерала, и положительные моменты. Бюджет реальный и бездефицитный. Значительно больше нынешнего запланировано выделить денег на оборону. На 50 процентов вырастут выплаты военнослужащим. Цель тут сравнять их жалованье с таковым у госслужащих. Правда, военные будут теперь платить подоходный налог в размере 13 процентов (раньше его с них не брали), но разрабатывается схема компенсации им этих потерь через Министерство обороны. Улучшается, считает Орлов, ситуация с выделением жилья увольняющимся в запас. До сих пор очередь двигалась медленно. Сейчас начинается интенсивное выделение сертификатов.
В Ульяновске их вручает глава области Юрий Горячев. “Может быть, это и связано с предвыборной кампанией, – сказал Вадим Иванович, – но сертификаты поступают по плану”. Чему содействовал в Москве и сам Орлов.
В целом же нашу область обделили, считает он. Из всех ульяновских объектов в федеральные программы попало только три. На новый волжский мост выделяется 10 млн рублей (вместо 1 миллиарда, о котором еще недавно твердили глава области и председатель ЗС. – Авт.). Столь скромные результаты стали, считает Орлов, в том числе и следствием несогласованности действий депутатов от Ульяновской области и ее руководства.
Хотя какая может быть согласованность! С депутатом Александром Кругликовым Горячев не разговаривает уже много лет. Целых три месяца не было у него контактов, как выяснилось, и с Орловым. Это после заявления лидера думской группы “Народный депутат” Геннадия Райкова о том, что Горячев будто бы давил на генерала, пытаясь склонить его к голосованию против президентских законов. “Райков со мной об этом не говорил”, – сказал Орлов на пресс-конференции. А было ли давление со стороны Горячева? “Давления не было, но советы, как голосовать, были”.
Вадиму Орлову очень не хотелось говорить о политике, о предстоящих выборах, но журналисты настаивали. Пусть не как о кандидате, но как об офицере Владимире Шаманове он может что-то сообщить, тем более что Шаманов был когда-то его подчиненным? “Он был порядочным и способным офицером, – сказал Орлов. – А если бы таким не был, не стал бы и командармом”. Работать же Вадим Иванович готов с любым, кто будет избран, – с Шамановым, Рябухиным или Горячевым, если останется, например, он.
Что думает генерал-майор Орлов об антиармейской кампании, развернутой в области, в том числе и государственными СМИ, живущими на народные деньги? “Те, кто это делает, – сказал Орлов, – неумные люди”.
Он уверен, что организационные способности командиров не уступают способностям руководителей в гражданской сфере. Армия – это и необходимость людей расселять, кормить, одевать. 58-я же армия, которой командовал до последнего времени генерал-лейтенант Владимир Шаманов, – крупнейшая в Вооруженных Силах и по масштабам своего хозяйства (в прессе это уже отмечалось) вполне сравнима, кстати сказать, с масштабами области.