Весть о страшной катастрофе самолета “ИЛ-18” в Аджарии потрясла многих ульяновцев. Но старожилы нашего города помнят не менее ужасную трагедию, которая произошла ровно сорок лет назад в четырех километрах от аэропорта “Ульяновск – Центральный”. Тогда при заходе на посадку самолет “ИЛ-18” ударился об землю. Все, кто находился на его борту, погибли.

Лётчики ничего не могли сделать

Это случилось 26 декабря 1960 года. За несколько месяцев до трагедии ШВЛП получила новенький “ИЛ-18”, самый современный самолет того времени. В тот злополучный день он вылетел в свой последний рейс. На борту, кроме членов экипажа, находились слушатели школы высшей летной подготовки. Шел самый обычный учебный полет по маршруту “Ульяновск – Куйбышев – Ульяновск”. До Куйбышева долетели без ЧП. Как обычно, заправились, и через час самолет взял курс на родной город. Погода была благоприятной, ничего не предвещало трагедии. Примерно в 20 часов вечера командир “ИЛ-18” запросил у диспетчерской службы местного аэропорта “добро” на посадку. Диспетчер уже визуально наблюдал самолет, когда неожиданно “ИЛ-18” вошел в пике и устремился к земле. Диспетчер, который вел самолет, даже закричал в наушники: “Прекратите снижение!”. Но летчики не могли справиться с техникой.

Все, кто находился в то время в аэропорту, видели ту страшную картину. “ИЛ-18” на огромной скорости (посадочная скорость была примерно 250 километров в час) ударился об землю. Раздался страшный взрыв, от которого развалилась оставшаяся часть самолета. Затем возник пожар. К месту трагедии были направлены кареты “Скорой помощи”, пожарные, милиция и службы аэропорта. Все, что увидели спасатели, это огонь и груды искореженного металла вперемешку с обгорелыми телами людей. Экипаж и слушатели ШВЛП погибли. И все это случилось буквально в четырех километрах от аэропорта.

О чём рассказали “чёрные ящики”

Расследованием причин катастрофы занималось Министерство гражданской авиации СССР. Была поставлена задача: во что бы то ни стало установить причину трагедии. Дело в том, что это была уже третья катастрофа с самолетами данного типа. Все трагедии произошли в течение одного года. В комиссию по расследованию причин аварии “ИЛ-18” вошли также и представители Ульяновской ШВЛП. Примерно два месяца шло расследование. Найденные на месте катастрофы “черные ящики”, несмотря на сильный удар самолета об землю, сохранились. Они и помогли установить всю картину трагедии.

– Вины экипажа не было, а причиной, по которой “ИЛ-18” вошел в пике, стало конструктивное несовершенство руля высоты, – говорит очевидец катастрофы Валерий Петрович Иванченко, который в то время был инструктором ШВЛП. – Именно конструктивные особенности руля высоты не позволили летчикам вывести самолет из этого положения. Повлияла также большая загрузка самолета. Во время посадки были выпущены закрылки лайнера, что тоже сказалось на пикирующий момент. “Помог” и усилившийся ветер со стороны Волги. Все, что ни делали в тот момент командир корабля и второй пилот, желаемого результата не дало. Пилоты не смогли исправить положение пикирующего самолета. После установления причин катастрофы на всех “ИЛ-18” изменили конструкцию руля высоты и угол отклонения закрылков. И больше никогда рулевое управление не было причиной трагедий этих самолетов.

Отец и сын: прерванный полёт

Похоронили всех членов экипажа на ульяновском городском кладбище перед новогодними праздниками. Почти весь город пришел тем декабрьским морозным днем проводить в последний путь ульяновских летчиков. Все затраты на проведение панихиды взяла на себя ШВЛП. От училища траурная процессия двинулась в направлении кладбища. Там в братской могиле и похоронили экипаж. Позже каждому погибшему члену экипажа установили обелиск. А всех слушателей, кто находился на борту злополучного лайнера, в цинковых гробах отправили на родину.

– В экипаже были опытные пилоты, – говорит Валерий Петрович Иванченко. – Второй пилот, Михаил Тарасов, был одним из лучших летчиков ШВЛП. Одним из первых в нашем училище закончил Академию гражданской авиации. Работал заместителем командира летного отряда. У него остались жена и две дочери. Командиром же “ИЛ-18” был пилот первого класса Иван Моткин. Его сын пошел по стопам отца, также работал в ШВЛП, летал на более совершенной технике – “ИЛ-76”, – но по страшной иронии судьбы, как и отец, разбился. Это случилось в 1988 году. Тогда в октябре в Армении произошло сильное землетрясение. Стихия стерла с лица земли два города – Спитак и Ленинакан. На беду откликнулись и ульяновские строители. Помочь перевезти стройматериалы и гуманитарную помощь в Ленинакан решили летчики из ШВЛП. В течение двух дней загрузили все необходимое в “ИЛ-76”, который, кстати, совсем недавно появился в училище. И поздним октябрьским вечером грузовой борт взял курс на Ленинакан. Командиром того “ИЛ-76” был сын трагически погибшего Ивана Моткина, Валерий. Кроме техники, на борту самолета были строители, запасной экипаж, а также слушатели ШВЛП, для которых этот рейс сделали учебным. Из Ульяновска вылетели благополучно. И через два часа “ИЛ-76” уже подлетел к аэропорту города Ленинакана. Запросили у диспетчеров посадку и начали снижение. Но через несколько минут самолет исчез с экранов радаров. О катастрофе стало известно сразу.

При заходе на посадку на большой скорости “ИЛ-76” ударился об гору. Увы, ульяновский “ИЛ” стал третьим самолетом, который потерпел катастрофу в районе аэропорта Ленинакана (до этого там разбился военный самолет, следом – югославский). Члены комиссии по расследованию причин катастрофы установили, что неправильно была рассчитана высота. Ошибка в тысячу метров. После этой трагедии все высотомеры на данном типе самолетов были усовершенствованы.

Похоронили экипаж “ИЛ-76” на Ишеевском кладбище. А через год в наш город приехали армяне и на могилах летчиков установили огромный крест с обелиском из черного мрамора. В знак признательности за бескорыстную помощь, которую хотели оказать ульяновцы.