Двадцать семь лет назад в Ульяновске произошла страшная трагедия. На железнодорожном переезде столкнулись пассажирский поезд и рейсовый автобус. Погибло 15 человек.

Стечение обстоятельств

Это случилось 10 ноября 1973 года в 15 часов 37 минут на железнодорожном переезде 20-й км 8-й дистанции пути перегона станции Белый Ключ и станции Большие Ключищи.

Примерно в час дня из-за повреждений ЛЭП-6 совхоза “Красная звезда”, подключенной к высоковольтной линии Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, отключился свет на участке станций Ульяновск – Солдатская Ташла. Пропало электричество и на железнодорожном переезде 20-й км 8-й дистанции пути перегона Белый Ключ – Ключищи. В тот день дежурным по переезду был 55-летний Петр Королев.

Это самый обычный переезд, через который проходят две нити железнодорожных путей.

Отключения света случались и раньше. Поэтому ничего страшного в этом дежурный по переезду не видел.

Какое-то время Петр Королев использовал оповестительную сигнализацию и электрошлагбаум, что работали на резервном питании от аккумуляторной батареи. Но потом вдруг отказался от этой затеи, понадеявшись на запасной ручной шлагбаум и на то, что свет все-таки должны скоро дать. Об отключении электричества на станцию Ключищи он даже не стал сообщать.

О приближении к переезду пассажирского поезда №295 “Ульяновск-Сызрань” Королев узнал по сигнальной контрольной лампочке. Как ни в чем не бывало дежурный вышел из будки, прихватив с собой два флажка: желтый и красный. При этом не закрыл переезд ручным шлагбаумом, надеясь на то, что машин не будет.

Злосчастный автобус

В это время со стороны поселка ульяновского мелзавода к железнодорожному переезду приближался рейсовый автобус, водителем которого был тридцатилетний шофер Станислав Смирнов, работник Сенгилеевского автотранспортного предприятия. Судьба уже потрепала Смирнова, преподнося каждый раз новые сюрпризы.

Однажды, будучи пьяным, он повез доярок на ферму да, проезжая через поле, задавил 8 овец. Отделался “легким испугом”, возбуждать уголовное дело не стали. Смирнов выплатил деньги за причиненный ущерб. А спустя год после этого случая, работая в Сенгилее, после распития с друзьями пива умудрился перевернуть бензовоз на повороте. И опять уголовного дела заводить не стали. После этих передряг парень вроде бы одумался.

…Для него это был самый обычный пассажирский рейс – из Сенгилея в Ульяновск. В салоне “пазика” находилось 40 человек. Дорога длинная, моросил дождь, поэтому многие пассажиры дремали. Чтобы не одолевал сон, Смирнов включил радио. Эстрадная музыка немного взбодрила водителя. Впереди он увидел дежурного, который подавал сигналы. Но это шофера нисколько не насторожило. Шлагбаум открыт, значит, проезд свободен. Перед самым знаком “Внимание, автоматический шлагбаум” Смирнов сбросил скорость и заехал на первую линию рельсов.

Удар

Дежурный по переезду Королев видел и автобус, и приближавшийся поезд. Решив остановить “пазик” красным флажком, он поднял правую руку вверх, а в другой продолжал держать желтый флажок. Поезд тем временем подходил к переезду, и машинисты уже отчетливо видели и самого дежурного, и приближающийся к рельсам автобус. Машинист тепловоза, боясь, что может произойти столкновение, стал сигналить.

Увидев, что автобус не тормозит, дежурный изо всех сил замахал красным флажком, даже попытался перекрыть ему дорогу. Но “пазик” уже преодолел первую нить рельсов и заехал на другую. Тут словно что-то заставило шофера посмотреть в сторону.

Перед ним вырастал несущийся прямо на него на большой скорости поезд. Все решали секунды. Смирнов переключил скорость, нажал на газ. Но поздно, раздался страшный удар. Послышались крики пассажиров. Автобус отбросило в сторону, развернув на 180 градусов.

Протяжный гудок тепловоза, крики людей… Все поплыло в глазах у водителя. От удара головой об лобовое стекло он потерял сознание.

На месте трагедии

То, что увидели прибывшие на место катастрофы милиционеры и сотрудники “Скорой помощи”, повергло многих в шок. Задняя часть салона автобуса была разбита, дверца оторвана и смята. На расстоянии десяти метров от “пазика” лежали разбросанные по всему железнодорожному полотну трупы людей.

Пассажирский поезд замер в нескольких метрах от переезда.

Когда водитель автобуса очнулся, не сразу понял, что произошло. Пассажиры в шоковом состоянии повторяли лишь одну фразу: “Мы тебе говорили, что поезд идет!”.

При столкновении погибло 15 человек. Среди них были две несовершеннолетние девочки. Судмедэскперты, которые проводили вскрытие тел погибших, констатировали, что смерть в основном наступила от открытых многоосколочных переломов оснований черепов, а также от сильных ушибов и кровоизлияний.

Пять пассажиров получили тяжелые телесные повреждения, остальные – легкие травмы. Всех пострадавших отвезли в областную больницу.

По городу сразу поползли слухи. Это было время, когда в газетах не могла появиться даже небольшая заметка о трагедии. Тем не менее большинство ульяновцев уже вечером того же дня знали о случившемся. А слухи были самые нелепые и чудовищные. Мол, погибли все пассажиры автобуса и поезда.

Следствие

На следующий день прокуратурой Ульяновского района было возбуждено уголовное дело. Водителя автобуса Смирнова и дежурного по переезду Королева арестовали. Заводить уголовное дело на машиниста тепловоза и его помощника не стали, так как машинист технически не смог бы вовремя остановить поезд. (Тепловоз шел со скоростью 62 км/час, при этом его тормозной путь равен 250 метрам. Машинист увидел приближающийся автобус, когда до переезда оставалось примерно 300 метров. Автобус в это время был в 70 метрах от железнодорожного полотна.) Никто не мог предвидеть трагедию, к тому же дежурный держал в руках “желтый флажок”, означающий “свободный переезд”.

Свою вину Королев и Смирнов признали частично. Каждый пытался выкрутиться.

Из показаний Петра Королева: “Я сообщал на станцию об отключении электричества (дежурный по станции в ходе следствия этого не подтвердил. – прим. авт.). Ручной шлагбаум не стал приводить в рабочее состояние, подумав, что скоро дадут свет и электрошлагбаум заработает. Когда сработала контрольная лампочка, я вышел встречать поезд с двумя флажками. В левой – “желтый”. В правой – “красный”. Увидев автобус, начал подавать сигналы водителю. Махал красным флажком вверх-вниз. Но шофер не обратил внимания и поехал прямо на меня. Я даже отбежал в сторону…”

Из показаний Станислава Смирнова: “В 14 часов дня выехал из Сенгилея в Ульяновск. Подъезжая к переезду, убедился, что шлагбаум открыт. На противоположной стороне, облокотившись на изгородь, в полуобороте стоял мужчина. Подъехав к надписи “Осторожно – автошлагбаум!”, сбавил скорость, но ничего не заметил. Когда заехал на переезд, то мужчина, стоящий в полусогнутом состоянии у изгороди, выпрямился и стал махать красным флажком…”

Приговор

Следствие прошло быстро. И уже в конце января 1974 года дело передали в областной суд. На судебные заседания были приглашены потерпевшие. Они рассказали судебной коллегии, что видели поезд и даже сообщили об этом водителю.

Шофер же повел себя легкомысленно, нарушив самые элементарные правила переезда через железнодорожное полотно.

В вину Королеву вменялось то, что он не сообщил об отключении электричества дорожным мастерам. Не воспользовался запасным ручным шлагбаумом. Хотя ручной шлагбаум и аккумуляторные батареи работали нормально.

Петра Королева обвинили в совершении преступления по статье 85 ч.1 УК РСФСР. Станислава Смирнова – по ст.211 ч.3 УК РСФСР. На суд подсудимых доставляли под конвоем. Государственный обвинитель просил дать им по 15 лет лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовой колонии.

1 февраля 1974 года прозвучал приговор. Петру Королеву дали 12 лет лишения свободы с содержанием в ИТК общего режима. Смирнов просил суд снизить срок заключения, мотивируя тем, что у него двое несовершеннолетних детей. Тем не менее суд был категоричен – 15 лет лишения свободы с отбыванием в ИТК общего режима. Кассационную жалобу, которую подали потом осужденные, рассмотрела судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. Решено было приговор Ульяновского областного суда оставить без изменений.