Ключевым направлением политики государства, как определил в своем послании

Федеральному

собранию президент Путин, должно стать преодоление бедности. Эта задача,

пожалуй,

более актуальная, чем простое удвоение ВВП. В ее решении трудно переоценить

роль

и значение потребительской кооперации, ставшей надеждой и опорой малоимущих

слоев

населения, особенно в сельской глубинке.

Об этом наш корреспондент беседует с председателем

правления Ульяновского облпотребсоюза Константином Инешиным.

– Константин Аркадьевич, официально потребительская кооперация Ульяновской

области образовалась осенью 1943 года, хотя ее ростки возникли еще в

позапрошлом веке. В трудные постперестроечные времена ульяновская

потребкооперация не канула в Лету, а продолжает служить людям и успешно

развиваться. В чем же секрет успеха?

– Секрет в том, что потребкооперация наследует лучшие традиции русского

земства, стремится защитить малоимущие слои населения, особенно в сельской

глубинке. Наш девиз: «Вместе работать на общее благо!»

Ульяновская потребкооперация объединяет более 93 тысяч пайщиков. При всей

сложности экономической ситуации и множества проблем у нас действуют около

1000 магазинов, более 120 производственных цехов, 96 предприятий

общественного питания, 34 хлебозавода, 10 колбасных и 37 кондитерских

цехов, 30 пунктов приема молока.

Мы по-прежнему содержим магазины на селе, обслуживаем детские сады, школы,

лечебные бюджетные учреждения, понемногу восстанавливаем в глубинке сферу

бытового обслуживания. А это и парикмахерские, и пункты ремонта и пошива

одежды, ветеринарные аптеки, мельницы, хлебопекарни, пасеки и многое

другое.

– Получается, что основную деятельность облпотребсоюз разворачивает в

сельской местности?

– Ни для кого не секрет, что российская глубинка, в том числе ульяновское

село, сегодня живет очень трудно. В прошлом веке разрушили русскую сельскую

общину, а она была своеобразным стержнем, на котором крепилась жизнь

крестьянского мира.

Потребкооперация сегодня стремится возродить эту общность, поддержать

семейное хозяйство, а значит – традиционную многодетную семью.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ульяновская потребкооперация

помогает выжить сельской глубинке в трудное время экономических реформ.

Кооператоры обслуживают сотни населенных пунктов Ульяновской области. А

многие магазины расположены в отдаленных и малонаселенных деревнях, их

содержание, доставка туда хлеба, продуктов питания и других товаров требуют

дополнительных расходов. Частник туда не поедет – себе в убыток. Но смысл

кооперации и состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Ульяновский

облпотребсоюз стремится к тому, чтобы каждую сельскую семью – от грудного

младенца до пожилого человека – обеспечить продуктами питания и другими

необходимыми товарами.

– И в этом заключается основная «социальная миссия» потребкооперации?

– Я бы сказал, что это только часть нашей многоплановой деятельности. Да,

потребкооперация взяла под свою опеку самые малоимущие слои сельского

населения. И хотя кооперация – не собес, но материально поддерживает

стариков, инвалидов, многодетные семьи, помогает обучать пайщиков и их

детей в вузах и техникумах, организует летний отдых учащихся школ.

Потребительская кооперация обеспечивает детские и лечебные учреждения

относительно недорогими продуктами питания. Магазин в сельской местности,

особенно в малонаселенных деревнях, – это центр общественной и культурной

жизни. Именно здесь можно купить товары, сдать сельхозпродукцию, получить

бытовые услуги, взять книгу и, наконец, обменяться мнениями и просто попить

чаю.

Социальная миссия потребкооперации проявляется и в заготовительной

деятельности. Жители села имеют возможность сдать в предприятия

потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию.

Так, с начала года ульяновские кооператоры закупили у сельского населения

321 тонну мяса, 1089 тонн молока, 3,5 миллиона яиц, 514 тонн картофеля,

плодов и овощей. Фактически сельчане получили «живыми деньгами» около 58

миллионов рублей, что значительно пополнило их семейный бюджет. К слову

сказать, за этот же период ульяновские кооператоры продали сельскому

населению товаров на сумму более 529 миллионов рублей.

На промышленных предприятиях потребкооперации произведено 12 тысяч тонн

хлебобулочных, 91 тонна колбасных, 206 тонн кондитерских изделий и другая

продукция, которая попала на стол не только сельчан, но и жителей

Ульяновска.

– По сути говоря, в условиях рыночной экономики, несмотря на засилье

частных фирм и фирмочек, роль потребкооперации существенно возрастает. А

понимают ли это главы районных администраций, помогают ли развитию местных

райпо?

– Потребкооперация – явление не только российское, она уходит корнями еще в

ХVIII век и хорошо развита во многих европейских странах. В качестве

положительных примеров можно привести Финляндию, Венгрию, Болгарию и

другие. В России потребкооперация пустила корни и стремительно развивается

в Мордовии, Чувашии, в Новгородской области.

Роль и значение потребкооперации как активного помощника в деле пополнения

местного бюджета прекрасно понимают многие главы муниципальных образований.

Среди них я бы в первую очередь отметил Александра Софронычева из Сурского

и Мансура Бакусева из Новой Малыклы.

Потребительская кооперация в отличие от частных фирм – система открытая и

законопослушная. Большинство ее организаций добросовестно платят налоги,

вносят существенный вклад в формирование бюджетов всех уровней. Это

особенно заметно на примере такого крупного района, как Барышский. За 2002

год Барышское райпо, председателем которого является Павел Иванович

Киселев, начислило в бюджеты всех уровней налогов на сумму 5,6 млн. рублей.

Для наглядности замечу, что все остальные 843 налогоплательщика района,

среди которых частные лица и крупные организации, – всего 6,1 млн. рублей.

Похожая картина складывается и в других районах. Почему это происходит,

должны выяснять другие компетентные органы.

– Очевидно, что смысл и роль потребкооперации не ограничивается только

сферой материального производства?

– Совершенно верно. В современных экономических условиях возрастает роль

потребительской кооперации в решении социальных проблем, в борьбе с

бедностью, безработицей и бездуховностью на селе. Потребительская

кооперация – организация народная, это прежде всего люди, и главная ее

задача – работать на благо населения. На этом строится наша идеология, а

идеи потребкооперации идут от самой жизни.

Потребкооперация, как я уже говорил, продолжает традиции русского земства –

движения, получившего самую высокую оценку многих исторических деятелей.

Оно дало сельским жителям школы, больницы, а главное – проявляло заботу о

бедных и угнетенных. Мы стремимся возродить эти благородные традиции.

Все мы знаем, как трудно сегодня живет деревня, особенно небольшие

населенные пункты в сельской глубинке. Самые насущные нужды и потребности

здешних жителей зачастую остаются без удовлетворения и соответствующего

обеспечения. Деревенский магазин в этой ситуации давно стал своеобразным

местом связи с большим миром. Поэтому, на мой взгляд, необходимо постоянно

укреплять и усиливать статус кооперативного магазина, всемерно помогать

развитию кооперации.

Ленивая, равнодушная и бессердечная экономическая система людям просто не

нужна. Еще Антон Павлович Чехов говорил, что равнодушие – это паралич души,

преждевременная смерть. У государства и потребкооперации всегда были общие

задачи и цели – экономические, социальные и духовные.

Приоритетные направления деятельности ульяновской потребительской

кооперации как раз и состоят в решении социальных и потребительских

проблем, в первую очередь, в сельской глубинке, в борьбе с бедностью,

безработицей и бездуховностью. Правление Ульяновского облпотребсоюза и все

работники потребкооперации нашли в этом полное взаимопонимание и всемерную

поддержку губернатора Владимира Шаманова, его заместителя по

агропромышленному комплексу Владимира Тигина, других руководителей области

и глав районных администраций. Поэтому я уверен, что потребкооперация и

впредь будет надежной опорой сельских жителей, сделает все возможное для

обеспечения достойной жизни пайщиков и жителей нашей области, сохранит и

приумножит лучшие традиции ульяновской потребкооперации.