“Работа на нервах”, – затягивается сигаретой главный инженер Никонов. В кабинет то и дело входят, протягивают Валерию Петровичу очередную “бумагу”. Он, едва пробежав ее глазами, тут же подписывает…

В областном государственном унитарном предприятии ПАТП-1 Никонов сравнительно недавно. Раньше работал на руководящих постах в разных управлениях механизации. Опыт у него большой, как и у директора пассажирского автотранспортного предприятия № 1 Николая Борисовича Шевченко.

Обоих призвали в ПАТП в начальный период реорганизации, осенью прошлого года. Тогда на базе Засвияжского ПАТП-4 создавали из объединившихся с ним ПАТП № 2 и № 5 единое пассажирское автотранспортное предприятие № 1.

Без крутой ломки не обошлось. По сокращению кадров и по собственному желанию из коллектива ушли не менее 2000 человек. Сейчас вряд ли кто знает, какова их судьба. Сокращения составов на предприятиях стали обыденным явлением, и о тех, кто попал в число лишившихся работы, как правило, вскоре забывают.

Реорганизация – несомненно, сложное время для любого трудового коллектива. Ведь созданное ОГУП ПАТП-1 приняло на себя все долги бывших пассажирских автотранспортных предприятий – № 2, 4, 5. То есть оно сразу стало должником. В такой вот ситуации следует решать проблемы организации труда, своевременной выплаты заработной платы, улучшения условий для работающих.

Валерий Петрович сообщил мне, что ныне ПАТП-1 обслуживает 57 маршрутов, включая ульяновские городские, пригородные и междугородные. Скоро к названным добавятся еще 5 садоводческих. Парк насчитывает 179 автобусов.

Как видим, нагрузка очень даже ощутимая. Но если говорить о выручке, то ее-то как раз и не хватает. Никонов говорит откровенно: “С междугородных маршрутов “план везем” только в выходные дни”. По будням пассажиров мало, а стоящих на обочинах подбирают вездесущие “Газели” частников.

На городских маршрутах тоже не разбогатеешь. Автобусы возят 60 процентов пассажиров-льготников. Выручки опять акт наплакал.

Главный инженер доволен водительским составом: “Вкладывают душу в работу”. Но обстановка такова, какова она есть. Первые два месяца 2004 года складывались для ПАТП-1 очень непросто. Областной бюджет не принят. Следовательно, не выделены финансовые средства на горючее. Чтобы в какой-то степени разрядить ситуацию, водителям разрешили на часть выручки закупать “горючку” и отправляться в рейс. Разумеется, подобная операция строго отчетна и оформляется дополнительно.

Валерий Петрович с надеждой в голосе произносит фразу о том, что в начале года всегда тяжело, а вот в теплое время обстановка должна измениться к лучшему. Что ж, весна уже наступила и лето не за горами. Будем надеяться на финансовое пополнение в кассе предприятия.

А пока посмотрим, что удалось ПАТП-1 за прошедшие полгода со дня реорганизации. Главное – значительно сокращено отставание в выплате зарплаты. Если раньше в засвияжских ПАТП задержка в выдаче денег составляла несколько месяцев, то сейчас – не более месяца. Средняя заработная плата в коллективе ПАТП-1 на день сегодняшний – 3200 рублей. Показатель не ахти какой, но следует учитывать сложность периода. К тому же в беседе главный инженер высказал намерение руководителей увеличить зарплату уже в этом месяце.

Взялись в пассажирском автотранспортном и за создание благоприятных условий труда. Вместе с Никоновым прошли по цехам и участкам. Некоторые помещения отремонтированы, другие ждут ремонтных работ. “Надо привести предприятие в нормальный вид”, – говорит Валерий Петрович. И я соглашаюсь с ним… Негоже, когда на окнах в производственных помещениях толстый слой грязи, а там, где ремонтируют автобусы, – слабая вытяжная вентиляция…

Разработаны в ПАТП-1 и мероприятия по улучшению охраны труда. Это результат совместных усилий администрации, итээровцев и профсоюзного комитета. Кстати, в коллективе все 450 человек являются членами профсоюза. “В вопросах заботы о людях и создания лучших условий труда мы с профкомом единомышленники”, – заверил Никонов.

Николай Ильич Мердеев, председатель комитета профсоюза, подтвердил: “Мы ведем совместную работу по стабилизации коллектива, делаем все, чтобы предприятие работало…”

Николай Ильич – неосвобожденный председатель профкома. Он – заместитель директора по безопасности движения. К слову, безопасность пока нареканий не вызывает. Нет на предприятии и случаев производственного травматизма. Тут необходимо постучать по дереву. Автобусный парк изношен на 90 процентов. Некоторые автобусы служат по 25 -30 лет. Это головная боль руководителей и водителей. Об обновлении парка речь не идет. Цена автобуса – от полутора до трех миллионов рублей.

При таком положении дел пассажирский автотранспорт – очень частый гость в ремонтной зоне. Оказывается, на запасные части предприятие расходует ежемесячно до 700 тысяч рублей. Бывает, что некоторые из них – откровенная халтура. Поэтому в ПАТП-1 наладили собственное изготовление отдельных запчастей. Экономия средств налицо.

Ремонтникам созданы все условия для качественной работы. Помещения теплые, инструмент в наличии, условия труда вполне подходящие. Беда в другом – крайне изношенный подвижный состав. Ведь латать автобусы до бесконечности невозможно. Главный инженер Никонов надеется на областной бюджет. Когда его примут – появятся субсидии, дотации. Но хватит ли этих финансовых средств? Скудность бюджета очевидна.

Ясно, как день: чтобы общественный пассажирский автотранспорт выжил, ему надо помогать. Справедливо высказывание председателя профкома Мердеева о том, что ПАТП-1 в сегодняшней обстановке является противовесом владельцам частных маршруток в сдерживании тарифов на проезд. В самом деле, не будь в Засвияжском районе пассажирского автотранспортного предприятия, частники тут же увеличили бы плату на маршрутах. Однако наличие общественного транспорта как конкурента не позволяет им взвинчивать тарифы.

Теперь другой не менее важный и тревожный вопрос. Как долго может продолжаться конкуренция? Не будем забывать: в ПАТП-1 90 процентов изношенного парка, а обновления не предвидится.

Самое время обратиться к опыту других регионов. В Якутии, к примеру, разработана республиканская целевая программа развития транспортного комплекса до 2010 года. Там всерьез взялись за реформирование автомобильного пассажирского транспорта. В февральском номере журнала “Автоперевозчик” сказано, что якутская программа не только учитывает, но и отстаивает приоритет социальной направленности всех городских и пригородных пассажирских перевозок автотранспортом, развивает их позитивные тенденции и построена на дотационных принципах условий работы муниципальных АТП. А это не что иное, как практическое воплощение конституционных прав граждан на свободное передвижение внутри территории субъекта Федерации и доступность транспортных услуг для каждого жителя республики.

Такой поворот дела предусматривает использование механизмов государственной поддержки на основе софинансирования социальных проектов из федерального, республиканского, местных бюджетов и из внебюджетных источников. Делать это, говорится далее в корреспонденции, следует строго адресно и “подписывать” деятельность только тех автопредприятий, которые будут работать по муниципальным заказам и выполнять в полном объеме все виды предусмотренных в законе льгот по оплате проезда граждан.

Новации требуют изучения и могут быть полезны нашим пассажирским автопредприятиям.