Мы уже писали о том, как «работает» Закон области «О регулировании земельных отношений» («Ульяновская правда» от 20 апреля с.г.). В той статье, однако, речь шла в основном о сельхозугодьях. О землях в городской черте и рабочих поселках в ней упоминалось лишь вкратце, поэтому попытаемся исправить данный пробел.

Сегодня очевидно, что настоящего, работающего на благо населения, на эффективное развитие экономики рынка земли нет пока не только на селе, но и в городах Ульяновской области. Его возникновению в городах препятствует ряд моментов, из которых можно, на наш взгляд, выделить три основных.

Первый момент – это чрезвычайно сложная процедура оформления прав собственности на городскую землю. Настолько сложная, что иные деловые люди предпочитают ее «упростить»… А «черный рынок» земли – штука страшная, не щадит ни школ, ни больниц. Проблема настолько обострилась уже в позапрошлом году, что 28 ноября 2002 года глава администрации области Владимир Шаманов издал специальное распоряжение № 1070-р «О землях Ульяновской области». В распоряжении, в частности, сказано: «В связи с имеющимися случаями нецелевого использования земель… отведенных под детские, лечебные учреждения, учреждения культуры и образования, всем органам исполнительной власти Ульяновской области, участвующим в процедурах согласования и принятия решений о выделении земельных участков, запретить строительство коттеджей, увеселительных, торговых и других подобных заведений на указанных землях».

Второй момент заключается в том, что значительная часть городских земель области юридически как бы никому и не принадлежит. Так, по данным мэрии Ульяновска, до сих пор не оформлено право собственности муниципалитета на 292 земельных участка, документы на которые комитет мэрии по управлению земельными ресурсами и землеустройству направил «по инстанциям» еще в 2002-2003 гг. В «подвешенном» правовом состоянии пребывают и земли пригородных сел Ульяновска.

Третий момент: предприятия не спешат выкупать расположенные под ними земельные участки по назначенным Законом «О регулировании земельных отношений» выкупным ставкам, а ведь эти участки составляют «львиную» долю городских земель. (Сегодня, напомним, размеры выкупа равняются 12 ставкам земельного налога в Ульяновске и 7 – на остальной территории области).

Еще в период работы над проектом закона со стороны многих предпринимателей звучало мнение, что ставки слишком завышены. Так, в сентябре прошлого года группа димитровградских предпринимателей в обращении на имя руководства области и города Димитровграда писала, что «при таких ценах на землю большая часть предприятий должна изъять из своего бюджета от половины до годовой суммы прибыли, а часть предприятий и того больше… В тот момент, когда наши предприятия сосредотачивают финансы на приобретении нового оборудования, технологий, решении социальных вопросов работников, мы будем вынуждены решать другие проблемы… В целом создается тупиковая ситуация». Тогда, впрочем, в проекте закона фигурировали иные цифры выкупных цен – 17 ставок земельного налога в Ульяновске и 10 – по остальной территории области; в ходе дальнейшей работы над документом они были снижены до 12 и 7. Но, видимо, и эти цифры не слишком соблазняют предприятия выкупать землю.

Разумеется, Законодательное собрание, обсуждая проект закона «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», принимало во внимание это и подобные обращения. Однако нужно было учитывать и другой момент: чересчур низкие выкупные цены могли привести к разбазариванию городских земель, а это ничего хорошего не сулит ни жителям городов области, ни бюджету. Приняв, после долгой работы, компромиссные коэффициенты 12 и 7, Законодательное собрание решило вернуться в 2004 году к земельному вопросу, если это понадобится. Сейчас делается все более очевидным, что подобная надобность существует.

Кто-то, может быть, скажет, что отсутствие земельного рынка никакой особой катастрофы для области не представляет. Но на самом деле это большая беда для бюджета. Рассмотрим хотя бы вопрос о выкупных ставках на земли под предприятиями. В прошлом году прозвучало мнение, что даже при размере выкупа в 5 ставок земельного налога в г. Ульяновске бюджеты различных уровней могут получить от выкупа земли только под предприятиями Ульяновска около 5,5 млрд. рублей. Это почти весь бюджет области на 2004 год! Деньги, которых сегодня так не хватает ни на отопление, ни на горячую воду.

Кроме того, невыкупленная земля под предприятиями – это серьезнейшее препятствие для притока инвестиций в промышленность области. Мало кто рискнет покупать акции предприятия, вкладывать в него деньги, если земля под ним предприятию не принадлежит. А отсутствие инвестиций – это тоже недополученные бюджетом налоги.

И, наконец, отсутствие легального земельного рынка отнюдь не является препятствием для разнообразных махинаций с землей.

В создавшейся ситуации вопрос о внесении изменений в Закон «О регулировании земельных отношений» будет рассмотрен на заседании общественного консультативного совета по экономике при председателе ЗСО, которое состоится 13 мая.