Выборы в Государственную Думу и местное Законодательное Собрание, прошедшие в Ульяновске 14 марта 2004 года, всесторонне проанализированы политологами, социологами, журналистами, и итоги их стали достоянием истории. Они запечатлелись прежде всего тем, что необычно большое количество избирателей проголосовало “против всех”. Не буду скрывать, что в этой категории ульяновцев был и я – доктор исторических наук, профессор. Тем интереснее для меня оказалось знакомство с материалами печатного органа “Единой России”, в котором содержится характеристика этой группы населения нашего города.
По мнению автора одного из материалов, “против всех” всегда находит себе сторонников, анархистов-глашатаев, которые готовы ради мнимого протеста зарезать свою маму. Для чего? Да чтоб внимание обратили”. Прочитал я эти строки и облегченно вздохнул по тому поводу, что моя мама прожила долгую жизнь, не подозревая о моих злодейских чертах.
Разъясняя свой тезис о порочных наклонностях изрядной части избирателей Ульяновска, газета пишет: “Социологические исследования показывают, что за кандидата “против всех” голосуют, как правило, неудачники.
Люди, которые имели раньше определенный потенциал, но не смогли добиться в жизни нужных результатов. Ведь протестное голосование – это своего рода общественная импотенция. Такой человек, как правило, не читает газет, не участвует в общественной жизни”.
Далее журналист убеждает читателя, что “против всех” голосуют многие “по принципу шкодливого ребенка, который готов переломать все свои игрушки, лишь бы кто посмотрел в его сторону”.
Мы уже привыкли, что в ходе предвыборных баталий кандидаты в депутаты поливают друг друга помоями разнообразного характера, обзывают и оскорбляют, доходя до площадной брани. Но вот факт применения злобной ругани по отношению к большой группе избирателей я зафиксировал впервые в своей исследовательской работе. Помещение такой мерзкой галиматьи не делает, по-моему, чести печатному органу партии, претендующей на роль правящей. Или делает?