должны стать после проведения административной реформы местные власти, наделяемые конкретными полномочиями. О том, как проходят эти процессы в нашем регионе, рассказывает Анатолий Мащенко, начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления департамента по региональной политике администрации области.

— Главная цель давно назревших перемен в сфере местного самоуправления — сделать его более самостоятельным и инициативным, надел и в соответствующими правами в целях обеспечения интересов населения на местах. В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года в административную реформу включились все уровни власти: от правительства страны и субъектов Федерации до органов местного самоуправления. В Ульяновской области первым законом, без которого невозможно движение вперед, призван стать закон «О муниципальных образованиях в Ульяновской области», проект которого внесен в Законодательное собрание. Им устанавливаются границы муниципальных образований, наделяемых различными статусами (городского, сельского поселения, городского округа или муниципального района) и определяются административные центры.

Поскольку мы уважительно относимся к традициям, то во внесенном в ЗС законопроекте предлагается сохранить все существующие сельские муниципальные районы. Была проведена большая подготовительная работа, выполнены картографические описания. Максимально сохранена существующая система местного самоуправления, только отныне она будет двухуровневой. В пределах 21 муниципального района образуются городские и сельские поселения, являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями. Городскими округами станут Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск и Барыш.

— Как это «размежевание выглядит, допустим, на примере сельского поселения?

— Поселения располагаются на исторически сложившихся землях населенных пунктов и прилегающих к ним землях общего пользования, территориях традиционного природопользования населения, рекреационных землях и землях для развития поселений. Если в границы поселения включаются территории двух и более населенных пунктов, они устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра этого поселения. А границы муниципальных районов должны учитывать транспортную доступность райцентра. Важно учитывать особенности социально-экономического положения территорий, перспективы развития их экономики.

— Возникают ли проблемы при «демаркации границ»?

— Наибольшие трудности — с определением границ города Ульяновска. Мэрия возражает против включения пригородных сельских населенных пунктов в состав областного центра, хотя они фактически находятся в черте города и административно ему подчинены с 1988 года по принятому тогда решению облисполкома. Однако при утверждении устава Ульяновска в 1997 году эти поселения не были включены в состав территории муниципального образования. Администрация области и Законодательное собрание неоднократно обращали внимание городских властей на это нарушение законодательства и прав граждан, имеющих городскую прописку и пользующихся услугами городских учреждений образования, соц-обеспечения и здравоохранения.

К слову, мэра Павла Романенко и депутатов городской Думы избирало и пригородное население. Об этом предпочли не вспоминать, хотя самим же мэром в начале 2001 года подписаны сведения о муниципальном образовании город Ульяновск, внесенные в Федеральный реестр, где в составе города числится пригородная зона. Еще одно доказательство ее принадлежности к Ульяновску: в городскую казну платят налоги 63 предприятия, находящиеся в этих же селах.

— Будут ли сохранены льготы сельским медикам и учителям, проживающим в пригородной зоне?

— В федеральном законе сказано, что в состав городского округа «город Ульяновск» могут входить сельские населенные пункты, не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями. В законопроекте, внесенном в ЗС, предлагается зафиксировать как раз такой статус. Поэтому сохранятся и льготы, положенные сельским жителям.

— Административную реформу невозможно осуществить лишь сверху: без деятельного участия местных властен…

— Чтобы предстоящие перемены были осознаны на всех уровнях власти, регулярно проводятся семинары-совещания для специалистов администраций городов и районов. Организовать учебу нам помогают идеологи и разработчики административной реформы — ученые из Российского научного центра государственного и муниципального управления. Очередной семинар проводится 24-25 июня с выездом в Майн-ский район, являющийся модельным. Именно там впервые в нашем регионе намечено в полном объеме развернуть реформу местного самоуправления уже с 1 января 2005 года.