ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ БОРИС ЗОТОВ КОММЕНТИРУЕТ

ИТОГИ ПЕРВЫХ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ РАБОТЫ НОВОГО ОБЛАСТНОГО ПАРЛАМЕНТА

ЧЕТЫРЕ МИЛЛИАРДА

НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

– Считаю, – ответил Борис Иванович, – что в целом законотворческую деятельность собрания третьего созыва можно оценить положительно. И это не самореклама – это констатация фактов. Я не хотел бы утомлять читателей перечислением названий всех законов, которые мы приняли за прошедшее полугодие, поэтому выделю лишь важнейшие.

В первую очередь можно отметить три социальные программы. Имею в виду областную программу содействия занятости населения на 2004-2007 годы, программу «Дети Ульяновской области» на 2004-2006 годы и программу «Адресная лекарственная помощь льготным категориям граждан, проживающих на территории Ульяновской области» на 2004-2006 годы. Только этими тремя программами на социальные нужды в нашем регионе выделяется в сумме около четырех миллиардов рублей.

Кроме этих программ, я хотел бы выделить несколько важных областных законов, принятых Законодательным собранием в первой половине 2004 года. Закон «О муниципальных образованиях Ульяновской области» – первая «ласточка» из готовящейся серии законопроектов по реформе системы местного самоуправления в нашем регионе. (Эта реформа является составной частью федеральной реформы местного самоуправления). В соответствии с данной федеральным центром установкой закон присваивает сельским и городским поселениям статус муниципальных образований, предоставляя им право на местное самоуправление наряду с муниципальными районами и городскими округами.

Разумеется, мы не пошли на то, чтобы абсолютно каждый населенный пункт в области, включая и деревни в три двора, превратить в муниципальные образования. Сельские поселения по нашему закону– это, как правило, несколько сел и деревень, группирующихся вокруг какого-то сравнительно крупного населенного пункта. Городское – небольшой город или рабочий поселок и группирующиеся вокруг него мелкие населенные пункты.

В первом чтении на сегодняшний момент принят закон «О промышленной политике в Ульяновской области». Его цель – возобновить политику государственной поддержки промышленности области, областного товаропроизводителя. Ведь без такой политики наша область так и будет оставаться в сложном экономическом положении.

Необходимо сказать несколько слов и о законе «Об областном бюджете Ульяновской области на 2004 год». За принятие бюджета нас немало критиковали в некоторых СМИ, но при этом критики умалчивали о том, что бюджет 2004 года – наиболее социально ориентированный по сравнению со всеми, ранее принимавшимися Законодательным собранием. И таким его удалось сделать во многом благодаря работе над ним депутатов.

Конечно, у бюджета 2004 года есть свои недостатки, но эти недостатки проистекают не от чьего-либо «злого умысла». Вот кое-какие данные. Если сравнивать областные и республиканские бюджеты регионов Приволжского округа, то по доле расходов на образование наша область занимает второе место в округе, на здравоохранение – третье, на ЖКХ – второе. Поэтому я и говорю, что бюджет области социально ориентированный. Вся беда в том, что он не так велик по своей доходной части – всего шесть миллиардов рублей. Это для нашей области с ее полуторамиллионным населением не очень много. Одно дело – проценты от шести миллиардов, другое – от сорока миллиардов, как в Республике Татарстан. И получается, что, опережая многие регионы по процентной доле расходов бюджета на социальные нужды, мы одновременно отстаем по абсолютным числовым показателям. Но, к сожалению, уровень развития экономики региона пока позволяет формировать бюджет только в пределах этих шести миллиардов рублей…

– В связи с этим немаловажный вопрос: как оценивать итоги социально-экономического развития области в последние годы, и в частности в 2003 году? Говорят, на последнем перед парламентскими каникулами заседании Законодательного собрания разразился чуть ли не скандал из-за спора по этому поводу…

– Никакого скандала по-настоящему не было. Шла серьезная дискуссия, в которой каждый депутат отстаивал свою точку зрения. В конечном счете большинство склонилось к тому, чтобы признать итоги социально-экономического развития 2003 года удовлетворительными, поскольку нельзя перечеркивать достигнутые различными отраслями экономики области в 2003 году успехи. Был рост в промышленности, торговле, связи, других отраслях. Несколько увеличились, пусть и не очень значительно, реальные денежные доходы населения. Хотелось бы, конечно, чтобы экономический рост был более значительным, надо искать пути достижения этого. Но вряд ли подобный путь можно отыскать, просто объявляя итоги развития области неудовлетворительными. Часть депутатов с такой позицией не согласилась, и это их право.

ГДЕ ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ЖКХ?

– Борис Иванович, вы на протяжении двух с половиной лет возглавляли Законодательное собрание области второго созыва, сейчас вы руководите собранием третьего созыва. Ощущается ли какая-то разница в работе действующего областного парламента и предыдущего?

– Разница, безусловно, есть, и заключается она в том, что задачи, стоящие перед действующим Законодательным собранием, стали несколько сложнее, чем перед предыдущим. Во-первых, это связано с тем, что федеральный центр осуществляет настоящую революцию в законодательстве. В первую очередь речь здесь идет об уже упомянутой мной реформе системы местного самоуправления. И не случайно мы в апреле создали новый комитет ЗСО – по государственному строительству и местному самоуправлению, – который возглавил Сергей Николаевич Ермаков. В этот комитет вошел и мой заместитель Александр Витальевич Фролов.

Во-вторых, та социально-экономическая ситуация, в которой сегодня приходится работать Законодательному собранию третьего созыва, по ряду аспектов значительно острее, чем в прошлые годы. Наиболее яркое свидетельство тому – майское решение Ульяновской городской думы о повышении тарифов на коммунальные услуги. За это решение в адрес думы прозвучало немало резких высказываний. Мы в Законодательном собрании тоже не остались в стороне от этой проблемы, оценив подобные действия городских законодателей крайне отрицательно.

Но главным в создавшейся ситуации мы считали и считаем не поиск виновных, а поиск выхода из нее. Поэтому по предложению Законодательного собрания за «круглый стол» областной межведомственной комиссии по реформированию ЖКХ для поиска такого выхода сели и представители областной исполнительной власти, и депутаты ЗСО, и муниципальные власти Ульяновска, и руководители предприятий ЖКХ, и энергетики. Наша цель – разобраться, наконец, что в области творится в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Почему она превратилась в самую настоящую черную дыру? Почему с каждым годом мы бросаем в нее все больше и больше миллионов рублей, а качество коммунальных услуг, наоборот, становится все хуже? На что идут эти миллионы?

Сегодня наши депутаты активно участвуют в работе областной межведомственной комиссии по реформированию ЖКХ, а мой заместитель Игорь Викторович Селиверстов и председатель комитета ЗСО по бюджету, экономике, налогам и предпринимательству Алсу Харисовна Балакишиева руководят двумя рабочими группами этой комиссии.

О РАБОТЕ СТРУКТУР ЗСО

– Не могли ли бы вы вкратце охарактеризовать работу комитетов и других структур Законодательного собрания?

– Сейчас в собрании шесть комитетов; это, кроме вышеназванных двух, комитет по промышленной политике, строительству, транспорту, связи и ТЭК (председатель – Игорь Викторович Селиверстов), комитет по социальной политике и делам молодежи (председатель – Денис Евгеньевич Грибов), комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии (председатель – Константин Аркадьевич Инешин) и комитет по правам человека и обращениям граждан (председатель – Юрий Владимирович Коган).

За полугодие комитетами Законодательного собрания проведено свыше восьмидесяти заседаний, на которых рассматривались сотни вопросов. Подготовлено и вынесено на заседания собрания 40 проектов новых областных законов.

Общественный консультативный совет по экономике при председателе ЗСО заседал за полугодие четыре раза, рассмотрев восемь вопросов. Гражданская палата при Законодательном собрании, объединяющая представителей общественных некоммерческих организаций региона, заседала два раза, рассмотрев проект Лесного кодекса РФ и дав оценку процессам, происходящим в сфере управления государственной и муниципальной собственностью и ее приватизации.

Контрольно-счетная палата области за полгода провела 30 проверок правильности использования бюджетных средств различными учреждениями и организациями. Выявлено и пресечено 64 нарушения бюджетного законодательства. По итогам проверок в бюджеты различных уровней доначислено около 26 миллионов рублей.

Небольшое замечание общего характера: за всеми вышеназванными сухими цифрами скрываются, как правило, очень важные для каждого ульяновца вещи. Хотя внешне работа комитетов и других структур Законодательного собрания выглядит достаточно прозаически, она, тем не менее, определяет характер работы областного парламента в целом, а принимаемые собранием законы – это будущее области на годы и десятилетия вперед. И я очень доволен тем, что все структуры ЗСО работают сегодня слаженно и четко.

ЧТО ГЛАВНОЕ

В ПОЛИТИКЕ?

– Как строятся отношения Законодательного собрания области третьего созыва с исполнительной властью?

– Как отношения нормального, делового и конструктивного сотрудничества, которое, само собой, не исключает ни споров, ни дискуссий.

Я знаю, что кое-кому это не нравится. Звучат порой рассуждения о том, что Законодательное собрание якобы превратилось чуть ли не в структурное подразделение администрации области. Но люди, рассуждающие подобным образом, не понимают (или делают вид, что не понимают?), что эффективная законотворческая работа просто невозможна без делового сотрудничества с исполнительной властью. Равно как и исполнительная власть не может эффективно работать без делового сотрудничества с властью законодательной. Ведь главное в политике, да и в жизни в целом, – это сотрудничество между людьми и их группами, согласование их интересов и выработка на данной основе продуманных и взвешенных решений. Потому что все, необходимое для жизни, творится в процессе созидания, которое возможно лишь на основе сотрудничества, а в ходе конфликтов имеют место лишь разрушения.

УСЛЫШИТ ЛИ НАС МОСКВА?

– Борис Иванович, в конце апреля на заседании президиума Совета законодателей России, в котором участвовали и вы, обсуждался вопрос об улучшении координации законопроектной деятельности субъектов Федерации, палат Федерального Собрания и федеральных органов исполнительной власти. Вопрос этот не такой уж и праздный; известно, что пока центр не слишком часто учитывает пожелания регионов, когда принимает те или иные законы. Может ли здесь что-то измениться в ближайшее время?

– Действительно, на том заседании президиума Совета законодателей (этот Совет объединяет руководителей органов законодательной власти субъектов Федерации) вопросу о координации законопроектной деятельности регионов и федерального центра было уделено немало внимания. Я сам выступал в ходе заседания, и хотя формально мое выступление было на другую тему – я говорил о нашем, областном, и федеральном земельном законодательстве и о возможных путях его совершенствования, – но, тем не менее, фактически эти темы очень близки. Взять хотя бы тот же федеральный закон об обороте сельхозугодий, разрешивший свободную куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Законодательное собрание второго созыва в период работы Государственной Думы над этим законом оценило его отрицательно, свое мнение мы довели до Думы. И таким же образом поступили и во многих других регионах. Но наше мнение, к сожалению, во внимание принято не было. Каков итог? Цивилизованного земельного рынка и в нашей области, и на большей части территории страны до сих пор не сложилось, зато вовсю разгулялся рынок «черный», теневой.

Сейчас мы очень надеемся, что подобного не случится с пакетом законов о замене льгот денежными компенсациями. Мы никак не можем согласиться с рядом положений этих законопроектов в их нынешнем виде. В частности, например, с тем, что исполнение Федерального закона «О ветеранах» почти целиком ложится на региональные бюджеты, с тем, что отменяются льготы работникам образовательных учреждений в сельской местности… Поэтому мы в Законодательном собрании будем использовать все формы работы с депутатами Государственной Думы и Совета Федерации, чтобы данные законопроекты были приняты в максимально приемлемой для регионов форме и чтобы с их принятием жизнь населения Ульяновской области не ухудшилась.

– Шансы на это есть?

– Должен сказать, что в последнее время появились определенные признаки того, что в Москве стали более внимательно относиться к мнению регионов. В частности, могу указать на нашу недавнюю законодательную инициативу, которая будет в осеннюю сессию рассматриваться Госдумой. Речь идет о нашем предложении предоставлять отсрочку от воинской службы выпускникам сельскохозяйственных вузов, работающим по специальности в сельской местности. Если мы не можем сегодня создать на селе для молодых специалистов такие же условия труда, как в городе, то, может быть, стоит попробовать привлекать молодежь на землю иным способом, давая отсрочку от армии? Ведь земля – основное богатство нашей страны. Оборона России не рухнет от принятия нашего предложения, а вот сельское хозяйство может погибнуть без притока молодых кадров.

О РАБОТЕ

В ОКРУГАХ

– Не расскажете ли вы в заключение о работе депутатов Законодательного собрания третьего созыва в депутатских округах?

– Сейчас все депутаты Законодательного собрания активно ведут непосредственную работу с избирателями. Депутаты, избранные в областной парламент по партийным спискам, получили «свои» территории, где они ведут прием избирателей. За полугодие они приняли около тысячи человек, и это не считая того, что практически ежедневно на имя каждого из нас приходят письменные обращения от граждан. По этим письмам и личным обращениям принимаются меры, оказывается необходимая помощь. Конечно, депутаты могут сделать далеко не все. Мы не можем командовать ни исполнительной властью, ни муниципальными чиновниками, ни частными предприятиями. И тем не менее большинство вопросов, с которыми к нам обращаются избиратели, удается успешно решать.