8-9 июля в Москве состоялась вторая общероссийская научно-практическая конференция на тему «Реализация законодательства о местном самоуправлении в субъектах РФ: опыт и перспективы», которую проводил Департамент территориального развития Министерства экономического развития и торговли РФ с привлечением представителей регионов и ряда научных учреждений.

Ульяновскую область на этом мероприятии представлял председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания области Сергей Ермаков. Он поделился с нами своими впечатлениями о данной конференции:

— Основная цель конференции заключалась в том, чтобы помочь регионам успешно проводить в жизнь реформу местного самоуправления. Реформа местного самоуправления — дело очень сложное и ответственное, возникает новый уровень самоуправления — сельские и городские поселения, и теперь главная задача заключается в том, чтобы новые структуры муниципальной власти начали эффективно работать на благо населения, а не превратились бы в бюрократические конторы.

В ходе конференции шло в основном обсуждение проблем так называемого первого этапа реформы — определения региональными законами территорий новых муниципальных образований (городских и сельских поселений). На сегодняшний день первый этап успешно прошли лишь наша область, Брянская и Томская; только в этих трех субъектах Федерации приняты региональные законы «О муниципальных образованиях». Естественно, наш опыт сейчас привлекает к себе внимание многих других регионов, и я, выступая на конференции, постарался это учесть. Я рассказал о нашем законе, одновременно обрисовав те сложности, которые встали перед ульяновскими законодателями в ходе работы над данным законом.

Кроме того, на конференции были рассмотрены вопросы реформирования муниципального хозяйства и муниципальных финансов. Коснулись и такого острого вопроса, как земельный. Ведь земельный налог будет главным источником наполнения бюджета сельских поселений, поэтому, естественно, при определении их границ региональные законодатели должны стремиться к тому, чтобы не было «обиженных» поселений, оставшихся с минимальным количеством земли.

— Итак, можно считать, что в Ульяновской области первый этап реформы местного самоуправления более или менее успешно пройден; Закон «О муниципальных образованиях Ульяновской области» принят. Что же будет дальше?

— Дальше нам предстоит проводить выборы органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях. Об этом на конференции тоже говорилось, хотя и в меньшей степени, чем о проблемах первого этапа реформы. Но для нас, в Ульяновской области, это сегодня очень актуальный вопрос. Предстоит разработать и принять областные законы, которые определят, какими конкретно будут органы местного самоуправления в поселениях, четко закрепят круг их полномочий, и, наконец, определят порядок и дату выборов.

Все это ведь потом скажется на жизни людей. От того, как станут работать новые органы местного самоуправления, вплотную будут зависеть многие вопросы: от своевременного подвоза дров пенсионерам до газификации целых районов, от ремонта общественной бани до проведения отопительного сезона. Есть серьезная опасность того, что вновь избранные органы местного самоуправления в поселениях могут увлечься, если можно так выразиться, «организационными вопросами». То есть вместо обустройства сел и деревень в пределах «подвластных» территорий начнут обустраивать сами себя и создавать все новые и новые бюрократические должности. И тогда основная часть собственных доходов поселений будет поглощена бюрократическим аппаратом управления. Такую опасность нужно учитывать, и надо принять такие областные законы о местном самоуправлении, которые направят энергию руководителей сельских и городских поселений на конструктивную работу по решению местных проблем.

— И когда же эти законы будут приняты и состоятся выборы в новых муниципальных образованиях?

— Пока могу сказать одно — это произойдет до 1 января 2006 года. Дело в том, что с 1 января 2006 года вступает в полную силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До этого времени должно быть полностью обновлено и региональное законодательство о местном самоуправлении.

— Произойдет ли в связи с реформой местного самоуправления перенос сроков выборов органов власти городов и районов области? Ведь вполне логично объединить их с выборами в городских и сельских поселениях…

— Этот вопрос — совмещать или не совмещать — будет решаться в ближайшие месяцы. Лично я считаю, что декабрьские выборы муниципальной власти в 2004 году — по крайней мере в Ульяновске и Димитровграде (ведь они остались «неделимыми» муниципальными образованиями) — переносить не следует.