В начале июля сотрудники ФСБ России провели выемки документов в центральном офисе самарской группы компаний “СОК”. Были изъяты один из офисных серверов и документация по деятельности одного из предприятий группы, относящегося к военно-промышленному комплексу. Сторонние источники уверяют, что проблемы компании могут быть связаны с деятельностью ОАО “Барнаултрансмаш”.
Как сообщил источник в компании, в офис пришла группа лиц, предъявивших на входе некие постановления. Однако в этих документах были какие-то неточности, поэтому «силовикам» пришлось предъявить уже позднее уточненные документы. В «СОКе» отказались что-либо говорить о действиях людей, проводивших оперативные мероприятия в офисе компании, а также не стали называть силовую структуру, заинтересовавшуюся компанией. События, произошедшие в офисе «СОКа», связывают с обстоятельствами сделок, в которые было вовлечено одно из предприятий группы, выпускающее продукцию для оборонно-промышленного комплекса – ОАО “Барнаултрансмаш”.
ОАО “Барнаултрансмаш” – производитель дизель-генераторов и двигателей. Компания перешла под контроль «СОКа» в 2002 году, когда владельцами 72% акций стали малоизвестные самарские компании “Трансфертинг”, “Эмтек-плюс”, “Трансавтоинвест”, “Самарская объединенная компания” и “Топ-пласт». В 2002-2003 годах “Барнаултрансмаш” регулярно назывался на сайте УМНС Алтайского края предприятием, наращивающим задолженность. Конфликтовали с компанией и алтайские энергетики. Согласно данным отчета “Барнаултрансмаша” за первый квартал 2004 года, просроченная задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами в 2003 году составляла около 98 млн рублей. Как утверждается в отчете, после вступления “Барнаултрансмаша” (БТМ) в «СОК» группой был проведен ряд мероприятий, позволивших улучшить его состояние. Возможно, у федеральных структур появились вопросы, связанные с обязательствами БТМ, которые существовали за балансом предприятия.
События в офисе группы некоторые источники объясняли иначе, а именно тем, что БТМ – это всего лишь повод для появления силовиков в главном офисе «СОКа». До этого группа практически не “светилась” ни в одном из крупных силовых конфликтов. Единственным моментом, когда ситуация едва не вышла из-под контроля, была силовая война 1997-1998 годов. Инициатором войны стал бывший глава УВД области Анатолий Андрейкин. Поводом послужили материалы проверки имущества ГП “ЗИМ”. В ходе проверки выявились факты использования стадиона “Волга” под вещевой рынок самарской фирмой “Ток”, аффилированной «СОКу». В ходе разразившегося конфликта милиционеры пытались доказать, что работа “Тока” не позволяет учитывать большие суммы наличных, поступающих от торговцев. Итогом конфликта стало увольнение Анатолия Андрейкина со своего поста. Будущая корпорация выиграла свою первую и единственную публичную силовую войну. Впоследствии деятельность ООО “Ток” стала предметом внимания областной прокуратуры, пытавшейся оспорить процедуру вывода ДК “Звезда” из-под контроля государства. Как и в первом случае, претензии прокуратуры, добивавшейся возврата “Звезды” на основании несоответствия вкладов государства и ООО “Ток” в уставный капитал, сошли на нет.
Последние события менее драматичные, но, тем не менее, насторожили не только сторонних наблюдателей, но и, например, банкиров. Региональные банки, среди которых СОК ежемесячно размещает только краткосрочных векселей на сумму порядка 200 млн. рублей, консультировались по поводу этих событий и ждут дальнейшего развития событий.
Другие источники в Самаре выдвигали еще более экзотические версии появления «силовиков» в главном офисе «СОКа». Один них увязывает происходящее с темой ВАЗа. Неделю назад на автозаводе начала озвучиваться информация о грядущих переменах в системе охраны предприятия. Новая схема предполагала, что постоянный штат охраны ВАЗа должен быть сменен на смены охранников, не имеющих отношения к Тольятти. Охранники якобы должны будут жить в общежитиях (казармах) на территории предприятия. Аналогичную схему СОК применял на всех промышленных предприятиях, которые входят в группу, в том числе на БТМ. В случае с ВАЗом попытка внедрения этой схемы (а она осуществлялась с подачи руководства «СОКа») сулила более чем серьезные последствия. Появление охраны и ужесточение контроля могло привести к новым конфликтам. Кроме того, сам факт контроля над проходными и территорией предприятия (если бы таковой был установлен) мог серьезно ущемить интересы многих далеко не последних людей в Тольятти и Самаре.
Источник в руководстве группы высказал также еще одну версию развития событий. По его словам, то обстоятельство, что сотрудники ФСБ пришли в «СОК» на следующий день после подведения итогов выборов в Самарскую городскую Думу (в которую группе удалось провести ряд собственных депутатов), вряд ли можно считать случайным совпадением.
НАША СПРАВКА: Группу компаний с безобидным названием «СОК» с некоторых пор именуют «Самарским спрутом». В сфере ее интересов – производство и сбыт автомобилей, комплектующих к ним. По крайней мере, «СОК» контролирует всю дилерскую сеть «АвтоВАЗа», поставку оборудования и запчастей. Имеет в собственности ряд крупных предприятий во многих городах России – Москве, Астрахани, Саранске, Н.Новгороде, Барнауле и других. Всего в деятельности «СОКа» – более 40 направлений, в том числе и игорный бизнес. По всем этим направлениям контролирует соседний с Самарой – Димитровград. Пять лет назад крупнейший в городе – Димитровградский автоагрегатный завод стал первым предприятием, куда «Самарский спрут» протянул свои щупальца. Активно участвует в политической жизни тех городов, где имеет бизнес, «вводя» во власть своих представителей, которые лоббируют интересы «СОКа». В 2000 году финансировал избирательную компанию нынешнего мэра Димитровграда – Сергея Морозова. Предполагается, что и в этом году «двинет» его… в губернаторы Ульяновской области.