6-7 июля в Москве проходило Всероссийское совещание Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в работе которого приняли участие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, заместитель министра финансов Сергей Шаталов, первый заместитель министра по налогам и сборам Владимир Гусев. Нашу область на этом совещании представлял руководитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ульяновской области Иван Сапрыкин.

Наш корреспондент встретился с И.А. Сапрыкиным и взял у него интервью.

— Иван Алексеевич, о чем шла речь на этом совещании?

— Открыл работу совещания заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Он подчеркнул значимость включения недвижимости в хозяйственный оборот через развитие механизмов залога и выразил уверенность, что необходимый для этого государственный кадастр недвижимости будет создан новым агентством.

Михаил Мишустин, руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, обозначил стратегический курс превращения агентства в организацию, в первую очередь предоставляющую государственные услуги в сфере постановки на кадастровый учет и пользования кадастровой информацией.

По его словам, Минэкономразвития России и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости разработали новый законопроект «О кадастре объектов недвижимости», который уже проходит согласование в заинтересованных ведомствах. Возможно, что этот проект будет принят Госдумой в первом чтении уже в осеннюю сессию. В законопроекте описывается принцип ведения кадастрового учета и содержится перечень документов для его осуществления. Кроме того, в нем определен состав сведений об объектах недвижимости, а также основания для приостановления или отказа в проведении кадастрового учета. Согласно проекту учет объекта должен быть проведен в течение одного месяца с момента подачи заявки.

Кроме того, в кадастре будут учитываться земельные участки, участки недр, водные объекты, здания, сооружения, помещения, участки леса. Кадастр будет реализован на базе существующих земельных палат субъектов РФ, вместе с тем будет проведена сбалансированная централизация управления, и палаты займут место информационных подразделений комитетов. Одной из первоочередных задач ведомства станет создание телекоммуникационной сети, связывающей агентство, земельные комитеты и кадастровые палаты.

Подобные предложения агентства согласованы с Федеральным агентством по информационным технологиям и уже включены в ФЦП «Электронная Россия» на 2004 год. Агентство будет переведено на электронный документо-оборот. Структура финансирования будет изменена и станет зависеть от количества и качества предоставляемых государственных услуг. Кроме того, предусматривается привлечение дополнительных источников финансирования, в качестве которых рассматриваются средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и кредит МБРР. Кроме того, необходимо увеличивать доход от оказания платных услуг.

До вступления в силу новых законов о кадастре и саморегулируемых организациях агентство будет использовать нынешний механизм аккредитации предприятий и организаций, осуществляющих формирование объектов недвижимости.

В качестве первоочередных задач была названа такая последовательность: создание ведомственной телекоммуникационной среды, унификация технологии ведения кадастра и конвертация данных из различных источников (архивы БТИ, кадастры водных, лесных ресурсов и др.).

Также Мишустин сказал, что за агентством должны сохраниться функции земельного контроля и мониторинга объектов недвижимости, структура управления агентства будет модернизирована в сторону усиления информационной составляющей.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов и Владимир Гусев, первый заместитель министра по налогам и сборам РФ, подчеркнули важность кадастровой оценки объектов недвижимости для формирования новых механизмов налогооблагаемой базы. Они поставили задачу к 2006 году завершить кадастровую оценку объектов недвижимости, что необходимо в свете реализации новых положений Налогового кодекса и Закона «О мес-тном самоуправлении».

Выступившие заместители руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

В. Кислов, А. Оверчук, В.Самолетов и К. Янков развернули основные положения доклада Мишустина в виде конкретных планов действий по курируемым ими направлениям.

— Иван Алексеевич! В соответствии с Указом президента Российской Федерации № 314 от

9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Что изменилось, кроме названия?

— Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости теперь находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также выполняет правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственного мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель.

Правительство представило в Госдуму законопроект о создании единого кадастра объектов недвижимости и их технической инвентаризации, то есть будет учитываться не только земельный участок, но и то, что расположено над ним (строения, сооружения, многолетние насаждения и тому подобное), и то, что находится под ним, то есть недра.

Проблема эта уже сегодня затрагивает интересы огромного количества граждан и юридических лиц, а по мере развития рынка недвижимости, когда число собственников станет еще больше, она станет еще острее, поскольку все это связано с защитой прав собственников.

— Внесено ли что-то новое в понятие кадастра?

— Вот определение кадастра, которое дается в проекте Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимого имущества»: «государственный кадастр объектов недвижимого имущества (недвижимости) — свод документов на бумажных и электронных носителях, содержащих сведения о земельных участках и прочно связанных с ним иных объектах недвижимого имущества, позволяющие их индивидуализировать на местности, идентифицировать в гражданско-правовых отношениях, осуществлять их налогообложение, а также осуществлять государственное и муниципальное управление недвижимым имуществом».

То есть нельзя управлять имуществом, не зная его количества, качества, экономической оценки, правовой стороны. Все эти сведения

должны содержаться в автоматизированной базе данных. К примеру, только в нашей области имеется более полумиллиона земельных участков и эта база данных позволяет практически мгновенно найти сведения о том или ином объекте.

— Как сегодня обстоят дела в нашей области по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра?

— Стоимость создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК) в области оценивается в 688 миллионов рублей, и на 90 процентов работы должны финансироваться из средств областного и местного бюджетов. К сожалению, из-за сложного финансового положения средства из областного бюджета на создание АС ГЗК не выделялись, что создало сложности перехода к единому кадастру объектов недвижимости.

В этой связи нельзя забывать, что на бюджет области в ближайшее время ляжет дополнительная нагрузка по инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости. Но тем не менее проведение инвентаризации земель необходимо производить, так как это позволит увеличить налогооблагаемую базу до 20 процентов.

— Есть ли еще какие-то предложения по изменению законодательства, связанного с учетом и распределением земель?

— Да, правительством подготовлен законопроект, предусматривающий внесение в Налоговый кодекс РФ новой главы под названием «Земельный налог». Он должен заменить Федеральный закон «О плате за землю».

Согласно законопроекту, земельный налог предполагается вводить в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов. Он будет вводиться в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Законопроект устанавливает пределы налоговой ставки, в рамках которых представительные органы местного самоуправления могут сами определять конкретную величину налога, а также преду-сматривает некоторые налоговые льготы.

Так, согласно документу, «налоговые ставки не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, которые предоставлены сельскохозяйственным товаропроизводителям и используются для целей сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом или предоставляемых для жилищного строительства». Аналогичная норма вводится в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам и их объединениям для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. В отношении прочих земельных участков «налоговая ставка не может превышать 1,5 процента», указывается в документе.

Законопроектом предусматривается введение с 1 января 2005 года расчетных ставок земельного налога для тех субъектов Российской Федерации, которые завершили кадастровую оценку всех земель и завершат подготовку сведений для исчисления земельного налога от кадаст-ровой стоимости земельного участка. А для остальных субъектов Российской Федерации закон вступит в силу с 01.01.2006 года, и закон «О плате за землю» будет отменен.

Поэтому у нас в области необходимо завершить работу до 1 октября 2004 года по кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических, дачных объединений; особоохраняемых территорий и объектов; лесов, закрытых водоемов, и до 1 мая 2005 года завершить подготовку сведений (по каждому земельному участку) для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков и передать их в налоговые органы. На эту работу из федерального бюджета выделено

1,3 миллиона рублей, реальная потребность же составляет около 6-7 миллионов рублей.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в настоящее время рекомендует муниципальным образованиям изыскать средства и заключить договоры на выполнение этой работы при долевом участии комзема.

— А если эта работа не будет завершена в указанный срок?

— Тогда, как я уже сказал, будет отменен действующий Закон «О плате за землю», а так как сведения для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков в области не будут подготовлены, то консолидированный бюджет области может потерять около 400 миллионов рублей. Так что нужно приложить все усилия сегодня, пока еще есть время.