На прошлой неделе, в Ульяновске, на улице Урицкого спонтанно возникла автомобильная пробка. И горожане, волею судьбы вынужденные торчать в ней, высовывались из окон своих автомобилей и маршрутных такси, и спрашивали у прохожих: “Что там случилось, авария что ли?» И слышали в ответ пугающее слово: “Облава…”
УТРОМ ЯСНОГО ДНЯ
То утро на оптовой плодоовощной базе, что на улице Урицкого, 27, начиналось, как обычно. На площадке розничной торговли, где смуглые темпераментные продавцы-южане разложили на прилавках свой товар: апельсины, лимоны, арбузы, дыни, бананы, виноград, помидоры – всего разнообразия выбора и не перечислить, было людно и шумно. Кто-то придирчиво выбирал фрукты для больного, перенесшего операцию, кто-то торопился угостить сочным сладким арбузом или нежной узбекской дыней внезапно нагрянувших с авитаминозного Севера гостей, кто-то привычно (здесь все дешевле) пришел сюда просто сделать очередную закупку – обычная для каждого рынка картина. А в глубине базы распахнули ворота складов оптовики, и разномастные грузовики и фургоны, деловито урча, уже отъезжали от погрузочных площадок, торопясь доставить витаминную продукцию в буфеты и столовые, в рестораны и кафе, в больницы, магазины и детские сады, – почитай, половину города обеспечивает база фруктами и овощами. На безоблачном небе ярко сияло солнце, из репродукторов лилась веселая музыка.
И ВДРУГ…
Они появились, как в дешевом боевике. Два автомобиля – «Уазик» и «Жигули» разом перегородили въезд и выезд с территории базы. И уже через секунду из них высыпало полтора десятка крепких парней в высоких армейских ботинках и в форме с надписью “СОБР” на спинах. В их руках поблескивали вороненой сталью автоматы, а лица скрывали черные маски. Перепуганные грозным видом стражей порядка (СОБР, это вам не шуточки!), многие из посетителей кинулись,– от греха подальше! – к выходу. Но, наткнувшись у ворот на холодный зрачок короткоствольного АКМ и окрик “Стоять! Все назад!”, отпрянули. Один молодой человек, вероятно, куда-то спешащий, возмутился и сказал в адрес автоматчиков что-то резкое. И тут же жестоко за это и поплатился: – люди в черных масках, с резкими окриками (“Руки на капот!”, “Ноги шире!”) и болезненными тычками стволом автомата, мгновенно поставили его “на место”, грубо обыскали и врезали пару раз, – чтоб другим неповадно было! – для порядка.
Разбившись на две группы человек по шесть, собровцы и приехавшие под их защитой сотрудники паспортно-визовой службы устремились к оптовым складам, где начали проверку документов у продавцов, большинство из которых, как мы уже сказали, были южане, – жители бывших союзных республик, называющихся теперь странами ближнего зарубежья. Только вместо проверки просто изымали паспорта, водительские удостоверения и документы на транспорт (у 14-летнего парнишки-таджика, приехавшего в Ульяновск с дядей, отобрали даже свидетельство о рождении). Между тем, почти у всех «проверяемых», лишившихся в милицейской облаве абсолютно всех своих документов, было на руках то главное, ради чего, казалось бы, и нагрянула облава – свидетельства о временной регистрации. Но люди в масках забирали и их…
В ЧЕМ ПРИЧИНЫ «НАЕЗДА»?
Целый час “шерстили” южан “черные маски”. А все это время на залитой жарким солнцем площадке розничной торговли, томились без вины виноватые законопослушные горожане. Пожилая женщина, опоздавшая в больницу к сыну, пострадавшему в ДТП, тихо плакала, причитая: “Что делают, ироды!..”, но черные фигуры у ворот не выпускали и не впускали никого. Десятки машин, приехавших на базу, застопорили движение на улице Урицкого, создав пробку, “разрулить” которую не смогли и прибывшие сотрудники ГИБДД. И еще сотни людей стали жертвами внезапной облавы. Облавы, которой, если следовать букве закона, просто не должно было быть.
Да, сотрудники милиции имеют право проверять соблюдение паспортно-визового режима. Но не делать это в ущерб законопослушным гражданам. Однако и проверяя документы у иностранцев, милиционеры не имеют права их изымать, даже если они не в порядке. По закону, в таком случае, может быть задержан – для выяснения личности – сам иностранец. Но забирать документы, которые к тому же и в полном порядке – это уж слишком! Можно по-разному относиться к выходцам с Кавказа и жителям среднеазиатских республик, но нарушать закон его же и представляя нельзя, – дискредитирует это и сам закон, и звание его стражей.
Однако, судя по тому, сколь грубо и даже агрессивно вели себя собровцы во время описываемой облавы, нашим милиционерам плевать и на закон, и на то, что о них подумают те, кого, они призваны защищать. Отобрав документы у 17 человек, они, расположившись в кабинете директора базы Евгения Февралева, начали “работу с контингентом”. Теперь уже каждый из этих 17-ти заходил в кабинет поочередно. О чем там говорили с перепуганными торговцами “пэвээсники”, остается тайной – побывавшие “на ковре” торговцы даже имена-то свои боятся называть, не то, чтобы рассказать что-то. Но одно известно точно: документы никому не вернули. И всем было велено явиться за ними в милицию.
Зачем понадобилась эта длительная и утомительная процедура, занявшая еще два часа и окончательно измотавшая несчастных посетителей базы, оказавшихся в положении заложников? Может, для устрашения, предполагая в будущем возможное вымогательство? Чтобы, придя потом в ПВС, “кавказец” не кочевряжился, а, наоборот, с радостью, бормоча слова благодарности и заискивающе улыбаясь, выкладывал из кармана энную сумму и благодарил Аллаха, что легко отделался? Да, не исключен такой вариант – о методах «оборотней в погонах» мы уже наслышаны!
Но, возможно, есть и другие причины этого милицейского «наезда» на овощную базу, о чем мы обязательно сообщим.