На спидометре старенького джипа Андрея Щербина круглая цифра: 100 тысяч километров. Конец прошлого и большую часть текущего года генеральный директор ОАО КТЦ «Металлоконструкция» провел на колесах. Настенная карта России в его кабинете помечена многочисленными фишками. Всего их около тридцати. Столько регионов объездил Щербина.

Молодой генеральный директор придерживается в жизни известной поговорки: «под лежачий камень вода не течет». Заказы на предприятии по мановению волшебной палочки не появятся. Их надо искать, ездить по городам и весям.

Андрею Александровичу дальние командировки не в тягость. Знакомится с руководителями разных рангов, подробно рассказывает о «Металлоконструкции», предлагает сотрудничать, то есть стать заказчиками.

Основная продукция ульяновского предприятия — дорожные ограждения. Их ставят на опасных участках автомобильных трасс: крутых поворотах, подъемах, спусках. Логично предположить, что пока существуют дороги — будет нужда и в дорожных ограждениях. Сейчас уже не менее 20 регионов страны являются заказчиками «Металлоконструкции». Это, конечно, не предел. Щербина поставил цель побывать на Урале, на Севере, в Сибири… Он уверен: объемы производства начнут быстро расти. Впрочем, почему начнут? По сравнению с прошлым годом они увеличились вдвое. Вот результат командировок Андрея Александровича.

Предприятие, которое он возглавляет, небольшое. В коллективе около 80 человек. Когда Щербина принял завод, было вдвое меньше. По сути за полтора года удалось создать четыре десятка дополнительных рабочих мест. Генеральный показывает мне сертификат Госстроя НИЦ ГБДД МВВ России на продукцию «Металлоконструкции». Дорожные ограждения пользуются неплохим спросом, несмотря на конкуренцию. Конкуренты: предприятия в Рязани, Волгодонске, Магнитогорске. Первое обслуживает центральную часть страны, второе — южную, третье — Урал, часть Сибири. Но это не мешает ульяновской «Металлоконструкции» увеличивать объемы производства, находить рынки сбыта.

— Заказы привожу, металлом обеспечиваю, — говорит Щербина. — Кстати, цены на металл в этом году взлетели на 70 процентов. Такой резкий скачок ощутимо бьет по нашему карману, но мы вынуждены закупать металл по такой высокой цене.

Однако очередной «сюрприз» дикого рынка не расшатал экономику предприятия. Завод держится уверенно, хотя оборотных средств, конечно, не хватает. Без проблем, как видим, не обходится, и все же достинутое за короткий промежуток времени впечатляет.

Андрей Александрович перечисляет:

— Сооружаем газовую котельную. Осталось совсем немного. Зимой в цехах будет тепло. Раньше вообще работали без отопления. Скоро сдадим в эксплуатацию прокатный стан. Сделаем оснастку — и стан начнет действовать. Далее. В этом году освоим покрытие металла горячим цинком. Установим в цехе ванну цинкования. Три месяца назад ввели в строй камеру порошковой окраски металла…»

Чтобы не быть голословным, генеральный пригласил меня посмотреть новинки. Я увидел почти готовую газовую котельную, солидный прокатный стан, камеру порошковой окраски… Все это заводской коллектив делал и делает собственными силами. В качестве примера: ванна цинкования, если задаться целью ее приобрести, стоит два миллиона долларов. Где взять такую огромную сумму? Выручают заводские умельцы, мастера. О них Щербина отзывается неизменно с похвалой. Коллектив работоспособный, с высокой квалификацией, нет нарушителей трудовой дисциплины. Всех выпивох и лодырей прогнали. Остались те, кто дорожит работой, относится к делу серьезно и ответственно.

В кадровой политике Андрею Александровичу помогает… его отец Александр Иосифович Щербина. Он заместитель генерального по производству. Трудового и житейского опыта не занимать. Долгое время работал в строительной отрасли. Теперь вот в замах у сына. Ситуация довольно необычная. Семейственность в прежние времена, мягко говоря, не приветствовалась. Ныне многое изменилось. Щербина- младший отцом доволен. На производстве дела идут неплохо. В случае каких-либо затруднений и сомнений Андрей Александрович обращается к отцу. И тот непременно дает дельный совет.

«Металлоконструкции» не везло на главных инженеров. На заводе они не задерживались. Наконец, пришел специалист с большим производственным опытом — Вячеслав Федорович Лагунов. И сразу же проявил лучшие качества: компетентность, высокую работоспособность, умение находить верные решения, когда на производстве возникает сложная обстановка.

Завод, что называется, набирает обороты. Сравнительно недавно приступил к выпуску новой продукции. Сызрань заказала изготовить павильон автобусной остановки. Заказ почти готов. Скоро павильон отправят по назначению.

Налажено сотрудничество с местным заводом ЖБИ-4. «Металлоконструкция» готовит для него металлооснастку. В перспективе здесь планируется освоить новое производство. Благо площадей на предприятии достаточно. Стратегия похвальна. Штаб руководителей смотрит в день завтрашний, который не обещает легкой жизни. Поэтому надо иметь четкую программу и неукоснительно выполнять ее. В общем-то, к этому на заводе готовы.

Андрей Александрович Щербина, как и подобает генеральному директору, подает добрый пример. Шесть месяцев в году — в командировках. Теперь предстоит осваивать новые маршруты: северные, уральские… Забот прибавится. Но зато и заказов будет больше, завод получит дальнейшее развитие. Уверен, мы еще не раз услышим об успехах небольшого перспективного предприятия.