В среду в ЗАО «Авиастар-СП» прошло годовое собрание акционеров, на котором были подведены итоги финансового 2003 года, обсуждена концепция развития «Авиастара» и избран новый совет директоров в составе двенадцати человек. В составе совета директоров сохранили свои места полпред президента в ПФО Сергей Кириенко и губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов. Председателем был вновь переизбран Виктор Михайлов.

Запланированный после собрания акционеров первый совет директоров нового состава провести не удалось из-за присутствия только восьми человек при кворуме — девять. Состоялось только совещание совета, после чего его членами была дана краткая пресс-конференция.

В ходе ее в первую очередь члены совета отметили, что за последние три года на заводе наблюдаются положительные тенденции, а объемы производства поступательно увеличиваются. Совместные с администрацией области усилия заводского менеджмента начинают давать эффективные результаты. При этом «Авиастар» не выделяется на фоне общей ситуации, сложившейся в российском авиапроме. Отрадно лишь то, что сохранены и мощности, и кадровый потенциал, необходимые для назревшего реконструирования авиапарка страны.

Замначальника департамента Минэкономики РФ Валерий Воскобойников заверил присутствующих, что уже в 2005 году на российских авиазаводах (в том числе и на «Авиастаре») будет заложено несколько десятков самолетов. Запланированные в бюджете средства, банковские кредиты и предоплата заказчиков позволяют с уверенностью говорить об этом. Вместе с тем формулировка расходования шести миллиардов рублей, предусмотренных в бюджете-2005 на поддержку гражданского авиастроения, которые будут разделены между заводами в зависимости от лизинговых заказов, не устраивает ни руководство «Авиастара», ни руководство области, ни руководство АО «Туполев». Вчера у премьера Фрадкова должно было состояться совещание по этому поводу.

Владимир Шаманов напомнил, что от фактического простоя завода бюджет области теряет ежегодно по два миллиарда рублей, так что причина, по которой руководство областной администрации принимает активнейшее участие в судьбе авиагиганта, понятна. «Оптимистом пока в строительстве гражданской авиации быть сложно, — добавил Владимир Анатольевич, — но я уверен, что мы находимся накануне огромного прорыва в этой отрасли».

К сожалению, по словам Виктора Михайлова, юридическая разработка так называемого китайского контракта движется очень сложно. Российские финансовые структуры не могут участвовать в нем из-за противоречий в законодательной базе. При этом степень готовности заказанных самолетов достаточна для того, чтобы контракт был выполнен в надлежащие сроки. Представитель «Сирокко-авиаспейс» Борис Зенков заверил, что компания прилагает все усилия для изыскания необходимых для этого финансовых средств и ни в коем случае от исполнения своих обязательств уклоняться не собирается.

Зато абсолютно ясна судьба первого «Ту-204-300». Генеральный конструктор НТК «Туполев» Игорь Шевчук рассказал, что на данный момент первый лайнер этого типа проводит летные испытания, пиком которых должен стать беспосадочный перелет по маршруту Москва — Владивосток — Москва, стартующий 5 октября, после чего самолет будет передан заказчику с полной сертификацией на международные авиалинии.

Заводская программа будущего года, по предварительным данным, будет включать в себя производство девяти «ТУ-204». Часть контрактов уже заключена, часть — находится на проработке. Вполне реален совместный проект с Украиной по производству модернизированного лайнера «Ан-124-100М». Мощности завода позволяют произвести в будущем году и модернизацию «Ан-124», находящихся в распоряжении Минобороны, но выработавших свой ресурс.

Все эти планы требуют, по словам Виктора Михайлова, только одного — своевременного и полного финансирования.