В личных подсобных хозяйствах Ульяновской области в 2003 году собрано 96 процентов картофеля, 83 процента овощей, произведено 66 процентов мяса, 60 процентов молока и 44 процента яиц. Однако дальнейшее развитие производства продукции здесь зависит от решения многих организационно-правовых, земельных, материально-технических, социальных и других вопросов.

ЛПХ является самостоятельным хозяйствующим субъектом без образования юридического лица. Обычно – это отдельный гражданин или семья, которые осуществляют производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного и наемного труда с использованием находящейся в собственности или арендованной ими земли, другого движимого или недвижимого имущества. Основной целью ЛПХ является производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения личных потребностей членов хозяйства в продуктах питания. Определенная их часть может реализовываться на рынке, а также торговым, перерабатывающим предприятиям.

Для большинства сельских тружеников подворье является главным источником формирования доходов. Ведение ЛПХ чаще всего основано на “вторичном труде”, то есть в свободное от основной работы время. Производить продукцию, требующую дорогостоящей техники, на подворье, естественно, не представляется возможным. Из растениеводческой продукции население издавна выращивает картофель, овощи и кормовые культуры. Личные подсобные хозяйства в условиях экономического кризиса во многом замещают крупное животноводческое производство.

На мой взгляд, развитие ЛПХ подтверждает давно установленный мировой наукой факт относительного преимущества семейного производства в сельском хозяйстве. Конечно, эффективность крупного производства выше, чем в ЛПХ вследствие больших размеров полей и ферм, здесь ниже удельные затраты на производство единицы продукции. В крупных хозяйствах даже в условиях жесточайшего кризиса выше уровень технического и технологического обеспечения, профессиональной подготовки и т. д. Однако, несмотря на это, ЛПХ всегда было и останется особой формой сельскохозяйственного производства, которое имеет свои достоинства и преимущества.

Так, в ЛПХ производится такая продукция, которую нецелесообразно получать в условиях крупного производства. В личных подворьях значительно выше качество работ. Причем свежая скоропортящаяся продукция здесь реализуется более оперативно и малыми партиями. Мелкотоварное производство специализируется на трудоемких отраслях с преобладанием ручного труда. У крестьянина появляется возможность использовать производственные и бытовые отходы, от чего он имеет определенную выгоду.

Следует особо отметить, что ведение подсобного хозяйства является для населения наиболее оптимальным способом обеспечения своей занятости в условиях безработицы. Однако преимущества, о которых говорилось, проявляются лишь в отдельных отраслях и на определенном этапе. Роль ЛПХ будет возрастать до тех пор, пока не произойдет стабилизации сельскохозяйственного производства в целом.

Мне знаком опыт работы в республике Мордовия. Там, например, перерабатывающие предприятия по договору 30-50 процентов своей прибыли, полученной за счет поставленной с территории сельского Совета продукции, перечисляют на пополнение их бюджетов. Кроме того, налог на прибыль, который должен идти в республику, все перерабатывающие предприятия перечисляют через казначейство прямо в бюджет того села, откуда поступило молоко или мясо. Это делается для того, чтобы расширить налогооблагаемую базу сельских администраций.

Роль ЛПХ в экономике районов очень важна, но реализация потенциальных возможностей таких хозяйств требует решения ряда довольно сложных задач. Одна из кардинальных – формирование материально-технической базы, способной удовлетворить их потребности в средствах производства и услугах, в т. ч. ресурсах для интенсивного развития животноводства. Поскольку внутренние резервы индивидуальных производителей практически исчерпаны, им требуется помощь.

Каждое подсобное хозяйство вправе самостоятельно определять способы реализации своей продукции. Однако это возможно только при наличии организованной системы закупок и реализации продукции ЛПХ. Примерно до 1990 года такими организующими структурами были колхозы и совхозы, которым закупаемая у населения продукция засчитывалась в план производства. Производство продукции в ЛПХ стимулировалось путем поставок им по льготным ценам комбикормов, удобрений, обеспечения различными ресурсами. Очень крупным и значимым покупателем была потребительская кооперация. Половина всей продукции, заготавливаемой потребкооперацией, приходилась на долю ЛПХ. Со свертыванием этой системы в некоторых регионах России организующими структурами по опыту развитых стран становятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы, ассоциации, которые оказывают владельцам ЛПХ услуги по закупке и реализации продукции, обработке земли, заготовке кормов и т. п.

Выбор форм очень широк, но мы выделим лишь два основных направления, по которым возможно кооперирование личного сектора.

ЛПХ кооперируются с крупным хозяйством, между ними происходит распределение функциональных обязанностей. Крупное производство занимается возделыванием зерновых, кормовых культур, выращиванием молодняка, обеспечивает подворья кормами, выпасами, молодняком скота и птицы. Личные подсобные хозяйства, в свою очередь, являются основными производителями картофеля, овощей, плодов и ягод, меда, свинины, баранины… Причем каждый вид продукции производится именно там, где это наиболее эффективно. Мелкотоварное и крупное производства взаимно дополняют друг друга, постоянно расширяют ассортимент сельхозпродукции.

Есть немало причин, толкающих владельцев подворий к объединению. Так, существуют определенные трудности с закупкой кормов. В ЛПХ очень низка фондообеспеченность. Изменить это положение можно только за счет роста доходов от реализации продукции, часть которых можно направить на приобретение необходимой техники. Производители реализуют свою продукцию в основном по оптовым ценам различным скупщикам, владельцам торговых точек. Транспортные издержки не всегда окупаются малыми объемами товарных партий, что делает низкорентабельной реализацию мяса, молока, картофеля, меда и других продуктов, производимых в ЛПХ. На низкой рентабельности сказывается и невысокая квалификация владельцев подсобных хозяйств, которым необходимы знания и агронома, и ветеринара, и экономиста. Некоторые хозяйства занимаются разведением свиней, другие – гусей и уток, третьи – откормом бычков, четвертые – выращиванием картофеля. В их общих интересах объединиться и получать помощь от постоянных консультантов.

Эти, а также многие другие причины настолько тесно переплетены между собой, что невозможно выделить наиболее важные из них. Реальным выходом из сложившейся ситуации может быть создание объединения, основными задачами которого являются экономия за счет закупок товаров большими партиями, а также обеспечение членов кооператива такой продукцией и услугами, которые по ассортименту и качеству в наибольшей степени отвечали бы их потребностям.

Необходимо выявить возможности района или каждого населенного пункта по созданию интеграционного объединения. Для этого следует воспользоваться официальными статистическими данными. Первичная информация формируется в основном в поселковых Советах. Понятно, что эти данные не совсем достоверны, поэтому следует провести выборочное обследование подворий. Вопросы должны быть не о том, сколько животных в подворье и т. д., а о перспективах. Для того, чтобы сделать объективные выводы, должно быть обследовано не менее 10 процентов хозяйств населения. Тогда, используя довольно простые расчеты выборочного наблюдения, можно планировать объемы работ на будущее с достаточно высоким уровнем вероятности.

Владельцы ЛПХ испытывают острую необходимость в кормах, снабжении молодняком скота и птицы, ветеринарном обслуживании, а также сбыте продукции. В растениеводстве проблема не стоит столь остро. Выполнение механизированных работ, обеспечение удобрениями, посадочным материалом и т. п. население решает достаточно успешно.

Подчеркиваем, что кооперирование владельцев подворий – это не чья-то прихоть, не очередная попытка придумать что-то новое, а веление времени. И мы не должны опять отставать от других регионов.

Обеспечение подворий кормами является важнейшей задачей создаваемого кооператива. Он будет также оказывать помощь в реализации произведенной продукции через сбытовую службу. Анализ работы личных подсобных хозяйств позволяет утверждать, что в среднем на собственные нужды потребляется около 35 процентов производимой в ЛПХ продукции. Без проблем около 10 процентов ее реализуется родственникам, лицам не ведущим хозяйства, а также на неорганизованном рынке.

К сожалению, более половины продукции ЛПХ реализуется различным посредникам, часто нелегально. Она доходит до потребителя с большой наценкой. Поэтому чрезвычайно важно легализовать такую торговлю. Это будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и в тоже время позволит населению иметь стабильный и достаточно выгодный канал реализации своей продукции.

Через кооператив можно будет решить вопросы взаимной финансовой поддержки через систему формирования фондов. Например, отчислять два процента стоимости реализованной продукции для создания фонда взаимного кредитования.

Такая модель соединения индивидуального предпринимательства с кооперацией идеально подходит к тем условиям, которые сейчас сложились как в Ульяновской области, так и во всей России. Она отвечает требованиям частных хозяйств и одновременно развивает эффективное, производительное сельское хозяйство, способное накормить людей своего региона и произвести излишек продукции для экспорта.

Олег АСМУС, начальник отдела инновационной среды департамента экономики администрации области, кандидат экономических наук.