На совещании по вопросам взаимоотношений бизнеса и власти, прошедшем в минувшую пятницу в Малом зале Мемцентра, прозвучала мысль, что власти следует перестать поддерживать “умирающий электротранспорт” и вообще уйти из этой сферы, оставив ее частникам. Таково, дескать, требование настоящей рыночной экономики. Эта мысль, высказанная мимоходом и как бы вскользь, при более тщательном рассмотрении предстает крайне опасной для тех, кто пользуется общественным транспортом, то есть – для пассажиров.

Предложение “не мешать трамваю умереть” прозвучало из уст председателя общественной организации “Симбирский маршрут” Виктора Сидоренко, говорившего на совещании о проблемах частного извоза. Отметив, что четыре последних года частный пассажирский автотранспорт в Ульяновске стремительно развивался, Сидоренко заявил, что теперь этот транспорт уперся в отсутствие перспективы и остановился. Часть вины за такое положение дел Виктор Сидоренко возложил на власть, проводящую неправильную, на его взгляд, политику в этом секторе экономики, не отвечающую ни требованиям транспортной стратегии России, ни требованиям рынка вообще. Государство должно уйти из сферы пассажирских перевозок, сказал глава “Симбирского маршрута”.

По Сидоренко получается, что при “настоящем” рынке весь пассажирский транспорт должен быть частным. Идея, мягко говоря, очень спорная. Некоторое время назад Сидоренко ездил по одной из международных программ в США – страну с наиболее либеральной, как считается, экономикой, буквально оплот капитализма.

Рынку в Америке – несколько веков, но до сих пор практически во всех крупных городах США работает общественный, муниципальный пассажирский транспорт. Это метро, трамвай, автобус.

То же и в большинстве стран Европы, о чем глава “Симбирского маршрута” не может не знать. Почему же он так недобр к ульяновскому трамваю, что почти открыто желает его смерти?

Загадки тут, наверное, нет. Отсутствие перспективы, о котором говорит Сидоренко, – не что иное, как нехватка пассажиров. Число маршруток достигло то ли полутора, то ли двух тысяч, и их водители носятся по городу сломя голову, стараясь обогнать друг друга, чтобы перехватить одиноко стоящего где-нибудь на обочине пассажира. Носятся, проклиная конкурентов, обзывая их фашистами (сам слышал) и проч. “Пир” у маршрутчиков бывает дважды в день – в часы пик утром и вечером. В остальное время они скучают на остановках либо везут двух-трех человек.

“Разжиться” частники могли бы за счет тех пассажиров, что отнимают у них трамвай, троллейбус и государственный автобус. Госавтобус стал явлением редким, но трамвай с троллейбусом еще бегают. И слава Богу! Только они сейчас сдерживают цены на транспорт в городе. Власть в это дело предпочитает не вмешиваться, несмотря на нарекания в свой адрес (недавно после очередного повышения частниками стоимости проезда “СК” резко критиковал как областное, так и городское руководство за неспособность умерить аппетиты хозяев частного извоза, но напрасно – ничего не изменилось, цены остались на том уровне, куда скакнули, почти втрое обогнав инфляцию).

Именно трамвай и троллейбус остаются сегодня гарантами хоть какой-то конкуренции в сфере перевозки пассажиров. Там, где частники стали монополистами, как, скажем, на заволжском направлении, они дерут с клиентов не стесняясь. Переезд волжского моста (от Главпочтамта до улицы Заречной по времени – 10 минут) стоит 10 рублей. А за проезд от автовокзала до нового города теперь надо платить уже 17 рублей, больше, чем на любом маршруте города Москвы. По правобережью Ульяновска проехать можно за 7 рублей. Отсутствуй здесь трамвай, и этот тариф у частников наверняка был бы выше.

В этом заключена социальная роль электротранспорта- уплачивая налоги, ульяновцы вправе рассчитывать на заботу власти. Поэтому муниципальный транспорт не только не следует бросать на произвол судьбы, но как раз напротив – его следует сделать одним из приоритетов, кто бы ни пришел в декабре на посты губернатора и мэра. Этот транспорт дотируется зачастую и за рубежом, значит, он должен дотироваться и у нас. С нового года, когда часть льготников начнет получать вместо льгот деньги и, садясь в трамвай, будет платить за проезд, положение электротранспорта обещает улучшиться. Остальное – за властью, старый добрый трамвай превратился в стратегически значимый объект. Соответственно к нему и надо относиться. Ради людей.