Если вы едете трамваем в сторону вокзала «Ульяновск – Центральный», то на остановке «46-я школа» непременно обратите внимание на жилой многоэтажный дом «глаголем». Его облик оригинален и красив. Сразу видно, что проектанты немало потрудились, мобилизовав свои творческие усилия. А объект возведен строительно-монтажным поездом № 132 (СМП-132) Дорстройтреста Куйбышевской железной дороги.

Уже в ходе строительства дом попал в сферу рыночных отношений, превратившись в товар социального назначения. Еще не закончили свои работы отделочники, сантехники, электрики и другие специалисты, а запись в очередь на приобретение квартир шла полным ходом. Как сейчас помню (готовил материал для одной из центральных газет), одна женщина, приехавшая с Севера и, видимо, с большими деньгами, заказала объединить две квартиры в одну, выложив сразу шестизначную сумму.

Это, конечно, эпизод заметный. Но главное в другом, а именно – в размахе практических мер по выполнению «Концепции жилищной политики», существующей в отделении дороги. Институтом «Желдорпроект» создан проект застройки микрорайона на улице Локомотивной. Им предусматривается строительство пяти жилых домов на 705 квартир. Первая очередь – дом из 156 квартир, упомянутый выше, сдан в эксплуатацию пару лет назад. Рядом ведется строительство дома на 126 квартир той же архитектуры. Сдача двух блок-секций из 55 квартир предусмотрена в декабре текущего года. И снова начнет действовать принцип купли-продажи.

– Рыночные реформы в области жилья – осознанная необходимость, – говорит председатель комитета территориального профсоюза А.П.Асташкин. – Мы пришли к выводу, что в дальнейшем отделение не может позволить себе предоставлять квартиры бесплатно, как это было раньше. Сейчас, в условиях рынка, реально заиметь жилье лишь за счет собственных накоплений и кредитных средств. У нас проводится опрос претендентов на новое жилье с заполнением анкет-заявлений. В них они указывают финансовое положение семьи. На сегодня в комиссию поступило более девятисот заявлений.

– Каковы результаты?

– Примерно сорок процентов заявителей признаны неплатежеспособными из-за относительно невысокой зарплаты. В основном это касается таких организаций, как железнодорожная больница, детские дошкольные учреждения, и таких граждан, как пенсионеры.

– Каков расклад в оплате за жилье?

– Например, для участников и инвалидов Отечественной войны, для тех, кто получил увечья на транспорте, – оплата льготная, вполне доступная для них. Для работающих очередников первый взнос 15 процентов от сметной стоимости жилья, остальное – в рассрочку на – 15 лет под два процента годовых. Для молодых семей – своя льгота: первый взнос – пять процентов от стоимости с рассрочкой на 15 лет и под один процент годовых. Если кто желает купить жилье вне очереди, то действует более жесткое правило: 75 процентов от сметной стоимости с рассрочкой на один год.

Кроме нового строительства, отделение железной дороги активно скупает жилье, чтобы затем реализовать работникам своих предприятий. Только в 2003 году на эти цели потрачено более 18 миллионов рублей.

В «Концепции жилищной политики» есть статья «Ротация кадров», которая служит для перемещения и закрепления наиболее перспективных руководителей, но с учетом их квалификации, трудового вклада на транспорте, а значит, для одних – с правом выкупа служебного жилья в рассрочку, для других – без оного. Как говорится, поработай, а там видно будет. На этих условиях выделены квартиры для начальников станций Вешкайма и Верхняя Терраса.

А как попала в Ульяновск та женщина-северянка? Поясним: в ОАО «Российские железные дороги» имеется программа переселения пенсионеров, отдавших много лет отрасли и пожелавших сменить место жительства. Вот они и едут с Севера, из-за Урала, с Дальнего Востока, чтобы связать свою судьбу с Волгой, с нашим городом.