Совсем скоро Законодательное собрание Ульяновской области будет обсуждать бюджет на 2005 год. Каким он будет, главный финансовый документ года? Об этом — наш разговор с главой администрации области Владимиром Шамановым.

— Сейчас завершается работа над областным бюджетом на 2005 год. Чем отличается его идеология от идеологии бюджетов региона прошлых лет? Каковы его основные приоритеты?

— Действительно, новый бюджет будет иметь некоторые особенности. Дело в том, что с начала 2006 года вступает в силу новая редакция федерального закона, касающегося общих принципов организации представительных и исполнительных органов власти Российской Федерации. И наиболее существенные изменения внесены в те его статьи, которые определяют принципы финансового обеспечения полномочий органов власти по предметам совместного ведения.

Так что областной бюджет 2005 года станет в некотором роде переходным, его необходимо уже сегодня строить в соответствии с основными положениями проводимой сейчас реформы бюджетного процесса. Ее суть заключается в переходе от финансирования затрат к финансированию бюджетных услуг. Говоря проще, бюджет должен будет гарантировать не массированную оплату совокупных затрат, например, на здравоохранение или образование, а адресно обеспечить каждого жителя области государственными гарантиями на услуги медицины, образования и т.п. То есть он должен повернуться к конкретному гражданину, перестать быть безликим.

А что касается приоритетов, то ими остаются социальная сфера, здравоохранение, образование.

— Вы не раз говорили, что пришла пора переходить от выживания к развитию. Нашел ли этот тезис свое отражение в бюджете?

— В проект областного бюджета на 2005 год включены расходы на ипотеку в сумме 15 млн. рублей, на поддержку малого бизнеса и предпринимательства —

5 млн. рублей, средства на поддержку сельского хозяйства в размере 259 млн. рублей (в том числе на приобретение техники и племенного скота на условиях лизинга — 37 млн. рублей), предусмотрены расходы на софинансирование федеральных целевых программ — 239 млн. рублей, в том числе на программу «Электронная Россия», средства на реализацию программы «Молодежь» в сумме 11 млн. рублей.

Всего выходит 574 млн. рублей. Это наш бюджет развития. Он невелик, но это — максимум, что мы можем себе сегодня позволить, и это существенно больше, чем в прошлые годы. В 2005 году необходимо сделать все возможное для софинансирования федеральных целевых программ. Это сегодня является обязательным условием для привлечения инвестиций.

— Изменилась ли структура областного бюджета? В каких его разделах стоит ожидать наиболее заметной динамики роста?

— Доходная и расходная части областного бюджета на 2005 год сформированы в соответствии с новой классификацией, утвержденной приказом Минфина. Поэтому структура расходов бюджета претерпела существенные изменения.

Так, впервые расходы на содержание работников аппарата управления учтены по соответствующим разделам бюджетной классификации. Ранее они сводились в один раздел. Средства на государственные капитальные вложения на 2005 год также отражены в соответствующих разделах расходов в соответствии с перечнем объектов строительства.

Расходы на заработную плату работникам бюджетной сферы рассчитаны с учетом увеличения в 1,2 раза, а начисления на заработную плату в связи с изменением ставки единого социального налога уменьшены до 26,2 процента от фонда оплаты труда (ранее было 35,8 процента).

На здравоохранение и спорт планируется выделить 1 миллиард 392 миллиона рублей (рост на 28 проц. по сравнению с 2004 годом). Продолжится реформирование системы здравоохранения области. Главная цель модернизации этой сферы — повышение доступности и качества медицинской помощи для всех слоев населения.

На культуру проектом областного бюджета предусмотрено 116 миллионов рублей, что на 19 проц. больше, чем в 2004 году. Затраты на образование составят 1 миллиард 861 миллион рублей, что в 3,5 раза превышает уровень 2004 года.

В структуре регионального бюджета значительно вырос удельный вес финансовой помощи муниципальным образованиям. Он составит в 2005 году 40,0 проц. от общего объема расходов (в 2004 году — 20,8 процента). Абсолютная сумма увеличилась более чем в 2 раза.

Если в 2004 году фонд компенсаций формировался за счет средств федерального бюджета, то в 2005 году будет в основном пополняться за счет средств областного бюджета (исключение — содержание отделов загс). Впервые в состав фонда компенсаций включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансирование общеобразовательных учреждений для реализации ими государственного стандарта общего образования.

Средства фонда софинансирования социальных расходов будут предоставлены бюджетам муниципальных образований в виде субсидий и направлены: на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, на выполнение работ по капитальному ремонту государственного и муниципального жилищных фондов, на подготовку к зиме, создание страхового запаса топлива.

— Какова социальная составляющая бюджета-2005? Расширится ли поле социальной поддержки населения?

— Социальная поддержка населения будет выражаться в виде выплаты компенсаций по возмещению льгот ветеранам тыла, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий. В 2005 году, как и в 2004-м, будут сохранены выплаты пособий гражданам, имеющим детей, и оказание адресной помощи малоимущим слоям населения.

— В последние годы руководство области много внимания уделяло государственной поддержке сельхозпредприятий. Продолжится ли эта линия и в будущем году?

— Да, продолжится. Расходы на сельское хозяйство в проекте бюджета на 2005 год заложены на сумму 259 млн. рублей. Субсидии на поддержку сельхозпроизводителей предусмотрены в сумме 60,6 млн. рублей, или на 14 проц. больше, чем в 2004 году. При этом выделяются ключевые направления — племенное дело в животноводстве, развитие семеноводства, то есть те точки роста, которые позволят скорейшими темпами повысить эффективность аграрного производства. Поддержку получат не только крупные производители, но и личные подсобные хозяйства. На это выделяется 2 млн. рублей.

Расширен перечень целевых субсидий, направленных на сельскохозяйственное производство, а именно: субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат по страхованию сельскохозяйственных культур. Предусмотрено субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях, что позволит дополнительно привлечь банковских кредитов на сумму порядка 110 млн. рублей.

Кроме того, в проекте областного бюджета на 2005 год предусмотрены средства на софинансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» в сумме 5,1 млн. рублей, средства на газификацию, строительство локальных котельных и водоснабжение сельской местности в сумме 98 млн. рублей.

Убежден, что средства, направляемые на сельское хозяйство по ключевым направлениям, позволят создать у нас высокоэффективное аграрное производство, способное обеспечить население Ульяновской области качественными и доступными продуктами, а также произвести излишек для экспорта.

— Владимир Анатольевич, какие предприятия в основном питают бюджет области? Стало ли их больше за последнее время? Будет ли расти их число?

— В области достаточное количество успешно работающих предприятий, и их становится все больше. Это крупные градообразующие производства: ОАО «УАЗ», ОАО «Волжские моторы», ОАО «Автодеталь-Сервис», ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка», ЗАО «Волга-Днепр», ОАО «Ульяновскэнерго», ОАО «СП «Нафта-Ульяновск», ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод». Эти предприятия своевременно перечисляют налоги во все уровни бюджета и обеспечивают работой и стабильным заработком тысячи ульяновцев.

Нельзя не отметить работу таких предприятий, как ЗАО «Авиастар-СП», который увеличил отчисления в консолидированный бюджет области почти в 9 раз по сравнению с предыдущим годом и вошел в пятерку крупнейших налогоплательщиков, ОАО «Ульяновскцемент», увеличивший платежи в областной бюджет в 2,5 раза. Таких примеров много.

Число бюджетообразующих предприятий ежегодно растет, и, прежде всего, это связано с постепенным выходом из кризиса ключевых отраслей промышленности. Среди наиболее динамично развивающихся отраслей стоит отметить связь — в число крупнейших «доноров» бюджета вошли такие предприятия, как ЗАО «Ульяновск GSM» и ОАО «МСС-Поволжье».

Налоговые поступления напрямую зависят от развития всей экономики. Это абсолютный закон. А объем промышленного производства в области в последние годы устойчиво растет. И это только начало, самый сложный этап нами пройден — предприятия сохранены и начинают развиваться, а от этого зависит и наполняемость бюджета, и, в конечном итоге, уровень жизни ульяновцев.

— Как повлияли изменения в налоговом законодательстве на состояние проекта бюджета на 2005 год?

— Налоговая, а также бюджетная реформы в стране постепенно идут к своему логическому завершению. Приняты законы о местном самоуправлении и об организации государственной власти в субъектах РФ, которые должны вступить в силу в течение ближайших двух лет. Все это было учтено в процессе формирования нашего нового бюджета. В результате изменений налогового законодательства, которые предусматривают централизацию в федеральном бюджете 1,5-процентной ставки налога на прибыль организаций, зачисление в полном объеме в федеральный бюджет водного налога, 95 проц. поступлений по налогу на добычу нефти, отмену налога на рекламу и других местных налогов, бюджет Ульяновской области теряет порядка 160 млн. рублей.

— С какими проблемами может столкнуться область при исполнении нового бюджета? Насколько долги, оставшиеся от прежнего руководства, еще отягощают наш бюджет?

— Да, долги были немалые, и исчислялись они не одним миллиардом рублей. Мы были должны энергетикам, строителям, за детские пособия, за кредиты, взятые под акции высокодоходных предприятий. Только долги перед энергетиками составляли около 3 млрд. рублей. Они, как вы помните, возникли в результате безответственной «политики неплатежей», которую проводила прежняя администрация.

В результате многократных и настоятельных обращений мы попали в поле зрения руководителей федерального уровня, и было подписано соглашение между администрацией Ульяновской области и РАО «ЕЭС России» по реструктуризации задолженности за потребленную электроэнергию на 15 лет.

Одной из основных задач администрации Ульяновской области была и остается социальная защита населения. Продолжается работа по снижению задолженности прошлых лет по детским пособиям, которая остается одной из основных задач бюджетной политики. В проекте областного бюджета на 2005 год на погашение этой задолженности предусмотрено 10 млн. рублей, а на выплату текущих платежей — 177,6 млн. рублей.

Всего проектом областного бюджета на 2005 год предусмотрено погашение задолженности на сумму 543 миллиона рублей.

— Финансы любят порядок. Достаточно навести его в сфере собирания налогов, как это сразу отразится на доходной части бюджета. Что делается в этом направлении?

— В 2002 году моим распоряжением была создана оперативная комиссия по укреплению налоговой дисциплины под председательством первого заместителя губернатора. В ее состав входят руководители разных подразделений нашей администрации, представители федеральных структур власти. С начала года на комиссии было рассмотрено 57 предприятий-должников. Для снижения недоимки и обеспечения роста налоговых поступлений в областной и местные бюджеты подобные комиссии созданы и во всех муниципальных образованиях области. По сравнению с началом 2004 года недоимка во все уровни бюджетов снижена на 355,7 млн. рублей.

В результате контрольной работы налоговых органов по итогам полугодия 2004 года в областной бюджет поступил 51 млн. рублей, тогда как планируемая сумма на весь год составила 50 млн. рублей. Так что бдительности не теряем и будем впредь бороться со всевозможными теневыми схемами.

— Хороший бюджет — это исполненный бюджет. Каковы шансы бюджета-2005 быть реализованным?

— Шансы очень высокие. Это мое твердое убеждение, и в его пользу говорят все показатели экономического и социального развития области за последние годы. Нам не только удалось остановить сползание области в пропасть, но мы смогли создать мощный экономический фундамент для развития региона.