Кто бы мог подумать: уже с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 миллиарда долларов), обогнав автомобильную,

химическую, пищевую, компьютерную и топливную отрасли! Но деньги — не самое главное.

Экспертами установлено, что один турист позволяет создать три рабочих места

в сфере организации досуга. К сожалению, Россия находится пока на задворках

сверхприбыльного бизнеса.

И в Ульяновской области, которую в советские времена в течение года посещало около миллиона туристов, их поток сократился более чем в десять раз. Что нужно сделать для развития перспективной отрасли в нашем регионе? Об этом шла речь во вторник, 19 октября, на семинаре-совещании в департаменте по экономике администрации области, на которое были приглашены заместители глав городов и районов. Состоявшийся обмен мнениями — логичное продолжение «круглого стола», проведенного в рамках недавнего регионального совещания «Бизнес и власть: сотрудничество и ответственность».

— В наше время для туристов привлекательны или возможности для проведения досуга, или легенды и исторические факты, с которыми связана та или иная местность, — отметил Константин Алексич, начальник отдела внешнеэкономических связей администрации области. — У нас не Средиземноморье, так что загорать сюда не поедут. Зато есть десятки природных объектов и сотни памятников истории и культуры. Существует множество направлений туризма: деловой и экологический, приключенческий и археологический, культурно-исторический и этнографический. Все они вполне могут быть задействованы в Ульяновской области, если местные власти проявят организаторские способности. Поверьте: далеко не все упирается в отсутствие денег. Зачастую воплотить в жизнь интересные идеи мешают лишь инертность и нежелание мыслить более перспективно.

Константин Алексич подробно остановился на возможностях туризма на селе. В частности, в Кирилловском районе Вологодской области создано муниципальное управление туризма и народных промыслов, занимающееся организацией досуга туристов в деревенских домах. В окрестностях городка Кириллова «всего в меру: истории, культуры, природы». И предлагается, кстати, то, чем славен сельский быт в практически любом из сел Ульяновской области: парное молочко и домашний творог, русская баня, катание на лошадях, сбор грибов и ягод…

Кто мешает нашим сельским районам «раскрутить» этот опыт? Технология туристического бизнеса хорошо обкатана и подробно изложена: администрация области предлагает конкретные схемы действий. Остается только, что называется, засучить рукава и заняться организацией туризма в глубинке.

— Постараемся на первых порах хотя бы сохранить уникальные памятники истории и культуры, — предложила Ольга Бородина, заместитель директора по научной работе областного краеведческого музея. — Таких объектов на территории области более двух тысяч. Если не сбережем это бесценное наследие сейчас, что останется потомкам?

— Туризм — это довольно интересное направление для развития малого и среднего бизнеса, особенно на селе, — подчеркнул заместитель губернатора Игорь Егоров. — Поэтому уже в проекте областного бюджета на 2005 год из пяти миллионов рублей, которые планируется выделить на поддержку предпринимательства, один миллион целевым назначением надо направить на развитие туризма. На эти средства можно будет, в частности, подготовить гидов. В Законодательное собрание области вносится Концепция развития туризма в Ульяновской области на период до 2010 года, направленная на всестороннее обеспечение формирования современной туристической индустрии. Если говорить о конкретных проектах, то уже определено несколько маршрутов, способных привлечь туристов и заинтересовать инвесторов, готовых вкладывать капиталы в отрасль. Гостям Ульяновска можно предложить экскурсию по уникальному Музею авиационной техники (таких в России всего два), а затем проехать в Прислониху и Языково. Другое перспективное направление — «Страна Ундория» с ее уникальными минеральными источниками и увлекательной историей. В ближайших планах — разработка туристического маршрута по южным районам области, где также немало исторических и культурных достопримечательностей.

Простор для бизнес-инициатив открывает этнографический туризм, поскольку Ульяновская область уникальна в этом отношении. К примеру, здесь в селах Кузоватовского и Новоспасского районов компактно проживают русские, татары, мордва, чуваши и украинцы, сохранившие своеобразие и колорит национальных обычаев. На левобережье Волги немало прекрасных мест для охоты и рыбалки, которые притягательны для туристов, ценящих общение с природой.

Но чтобы инвесторы всерьез заинтересовались развитием внутриобластного туризма, надо умело и доходчиво раскрыть перед ними потенциал районов, подготовив исчерпывающую информацию. Тогда идеи, предлагаемые районами, сможет отчасти поддержать и областной бюджет, проект которого на 2005 г. формируется в данное время.

Кстати, с переходом к новым принципам административного устройства муниципалитеты вынуждены будут призадуматься: откуда брать средства на свои бюджетные расходы? И туризм, можно сказать, — «стратегический резерв» именно для села. Чем раньше поймут местные власти, что туризм — опора экономики, тем быстрее он заработает в полную силу.