Областной бюджетный процесс в последние годы все больше напоминает латание тришкиного кафтана. Причем многочисленные прорехи в нем возникают куда быстрее, чем удается выкроить очередную заплатку. Если вообще удается.

Например, неладно скроенный и на живую нитку сшитый бюджет-2004, стал угрожающе трещать и расползаться по швам, едва его успели «примерить» – уже в апреле ульяновцы остались без горячей воды и тепла. А там пошло-поехало.

Вот что пишет по этому поводу областная прокуратура: «По оперативным данным, жилищно-коммунальный комплекс области в целом готов к работе в осенне-зимних условиях лишь на треть.

Одной из основных причин неготовности является ненадлежащее бюджетное финансирование соответствующих работ. Так, согласно плановым заданиям в рамках подготовки к отопительному сезону 2004-2005 гг. необходимо выполнить работ на 867 млн рублей… В областном бюджете на 2004 год на подготовку к отопительному сезону объектов жилищно-коммунального комплекса области заложено лишь 10,5 млн рублей.

Опыт прошлого отопительного сезона показывает, что со стороны органов государственной власти области отсутствует надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных органам местного самоуправления на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях».

Впрочем, заведомо занижены расходы не только на отопление. По оценкам специалистов, минимальные финансовые потребности здравоохранения и образования могут быть удовлетворены в лучшем случае наполовину, культуры – на 60 процентов, сельского хозяйства – на 70. На льготный проезд ветеранов в автотранспорте выделено 8 млн руб., а требуется как минимум 66.

Не удивительно, что в этих условиях острой финансовой недостаточности несвоевременная выплата заработной платы стала еще одной острой проблемой. «По данным официальной статистики, задолженность по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования на протяжении текущего года, и особенно его второй половины, имеет устойчивую динамику роста», – констатирует прокуратура.

Так, на 1.08.2004 г. задолженность работникам здравоохранения составила 38,4 млн руб., соцобеспечения – 1,3 млн руб., образования – 24,6 млн руб., культуры – 7,7 млн руб., науки – 18,1 млн руб., государственным и муниципальным служащим – 18,7 млн руб., работникам охраны общественной безопасности – около 5 млн руб.

Так было и так есть. Но, может быть, грядущее станет для ульяновцев более радужным, чем прошлое и настоящее? Параметры проекта бюджета-2005, вроде бы, вселяют на сей счет очень осторожный оптимизм: доходная его часть возрастет с 5,9 млрд руб. до 6,8 млрд, а расходная – соответственно с 6,2 до 7,5. Проще говоря, областная казна станет «тяжелее» на 852 миллиона, а стало быть, и потратить на нас с вами можно будет больше на 1 250 миллионов. 752 из них пойдет на увеличение зарплаты бюджетникам, 13 – на льготный проезд и зубопротезирование ветеранам. Увы, зубы им, если и понадобятся, то, главным образом, для того чтобы положить на полку.

Дело в том, что предоставление социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла почти полностью (на 92%) делегируется на муниципальный уровень, то есть область фактически перепоручила это благородное, но хлопотное дело районам, а какие в районах деньги, сами знаете. Но даже на эту социальную поддержку планируется выделять в месяц примерно по…. 180 руб., что, экономически выражаясь, «ниже параметров, рекомендуемых Минфином России, значительно ниже федерального соцпакета», а проще говоря – издевательство.

Впрочем, досталось, вернее, не досталось не только старым, но и малым: Ульяновская область – одна из немногих в Приволжском федеральном округе, да и в России, которая имеет примерно годовую задолженность по выплате детских пособий. Средств же на ее погашение в бюджете 2005 г. предусматривается в 20 раз меньше, чем это необходимо (10 млн руб. вместо 195 млн руб.).

В общем, даже «потяжелевший» бюджет так и останется дефицитным. То есть ничьи финансовые потребности удовлетворить полностью не удастся. Для того чтобы не жировать, а хотя бы сводить концы с концами, его расходная часть должна равняться как минимум 7-8 миллиардам рублей, а для достойной жизни в области, по оценкам специалистов, необходимо около 14 миллиардов.

Центр, понятное дело, столько не даст. А заработать самим не получается. У других получается, а у нас пока нет. Как быть?

Всякому хозяину ясно – коли денег мало, надо тратить их осторожно и продуманно. Вряд ли стоит затевать во дворе фонтан с цветомузыкой, если детям на хлебушко едва хватает. Проще говоря, если доходы маленькие, то и расходы приходится сокращать. Весь вопрос, на чем сэкономить?

На этот счет в области сложилась традиция: крайними в очереди за зарплатой всегда оказываются бюджетники.

Правда, не все. Например, в прокурорском представлении ничего не говорится о долгах перед сотрудниками областной администрации. Для них деньги, судя по всему, нашлись: управление делами администрации области получило в нынешнем году 92686000 руб., а ее комитеты и управления – почти 120 миллионов. Итого больше 200 миллионов рублей. Да еще 50 миллионов в некоем резервном фонде.

В проекте бюджета-2005 резерв не уменьшился, а вот сведения о расходах на содержание областной администрации куда-то исчезли. Но значит ли это, что с будущего года чиновники станут работать бесплатно? Об этом закон умалчивает. Зато очевидно другое: по оценкам специалистов бюджет-2005 является абсолютно безответственным и непрозрачным, так как его цели и приоритетные задачи не определены. В результате деньги опять будут тратиться в пожарном порядке без учета дальнейшего развития. Но отвечать за это никому не придется, поскольку никакие результаты и не планировались. Случайность?

В общем, депутатам будет над чем головы поломать. Задача перед ними стоит, прямо скажем, нелегкая: как сделать так, чтобы дырявый кафтан и грел хоть немного, и выглядел прилично.