Термин «реструктуризация производства» еще долго будет ассоциироваться у россиян в первую очередь с сокращением кадров. Вот и УАЗ, едва успел приступить к намеченной в этом году реструктуризации, как пошли разговоры, что предприятие просто выставляет людей за ворота. Что же происходит на автозаводе? Как видит начавшийся процесс руководство УАЗа? Об этом мы решили узнать из первых уст – от директора ОАО «УАЗ» по персоналу Вадима Овейчука.
По трем направлениям
– Вадим Евгеньевич, какие кадровые и структурные перемены ожидаются на заводе?
– Подготовлен ряд документов, цель которых – повысить эффективность производства и снизить издержки. Намечено три направления. Первое касается реорганизации дирекции по производству с укрупнением основных цехов и сокращением управленческого аппарата. Второе – глубокая реструктуризация бизнеса УАЗа, когда ряд вспомогательных подразделений получит самостоятельность, станет дочерними предприятиями, начнет брать дополнительные заказы со стороны. Это должно повысить эффективность бизнеса. Третье – стоит задача в следующем году снизить численность работающих на УАЗе на 10 процентов.
– Чем вызвана необходимость таких шагов?
– В ситуации, когда резко подорожали металл и энергоносители, обострилась конкуренция с иномарками, повышение эффективности, снижение издержек, оптимизация производства являются теми инструментами, которые помогают предприятию оставаться на плаву и штурмовать новые рубежи.
У нас сегодня слишком раздуты штаты, особенно управленческие. Почти десять лет до 2002 года производство автомобилей на УАЗе неуклонно снижалось тысячами, а число управленцев, наоборот, увеличилось на тысячу человек. Рыночные отношения такого не переварят. Если взять зарубежные автопредприятия, то у них нормальным считается, когда на одного работника приходится 13-16 собранных машин в год. А у нас сейчас – 3-4 на человека. Производительность меньше в разы – это очень расточительно. Если мы ситуацию не изменим, то УАЗ просто не выживет. Мы должны разобраться с нашей системой затрат и более эффективно управлять доходами.
Крупнее цех – меньше начальства
– Давайте подробнее остановимся на отдельных направлениях реструктуризации завода. Вы сказали, цеха будут укрупняться…
– Да, в дирекции по производству из 30 цехов останется 15. Процесс затронет 11 тысяч заводчан. Это не значит, что объем производства сократится – он будет прежним. И производственных мощностей меньше не станет, все функции сохранятся. Просто цеха будут крупнее, какие-то сольются, а значит, сократится управленческий аппарат человек на 100. Будут исключены лишние звенья в управлении, сократится цепочка от генерального директора до рабочего. Предпринимаемые меры должны повысить управляемость предприятием, эффективность принятия экономических решений, помочь избавиться от путаницы, дублирования.
На порядок возрастет роль начальников цехов. Если раньше наиболее влиятельной фигурой в этой дирекции был управляющий производством, то теперь на качественно новый уровень выйдет начальник цеха. Он будет движущей силой в процессах оптимизации, повышения качества продукции.
С 1 декабря должна объединиться одна группа цехов, с 1 января – другая. В новом году УАЗ станет работать с новой организационной структурой. Сокращения рабочих для этого не потребуется.
– Но все же общее сокращение в 2005 году ожидается. Это наиболее болезненный вопрос…
– Приказ о снижении численности примерно на 10 процентов готовится. Процесс начнется с января и завершится к концу 2005 года. Это не значит, что все 10 процентов попадут под прямое сокращение. Заметьте, оно начнется с января, а уже с сентября 2004 года – за три месяца до того – мы закрыли прием новых работников на завод. Для чего это сделано? Естественная убыль персонала на предприятии есть всегда: люди увольняются по собственному желанию, выходят на пенсию, умирают, к сожалению. Так вот, появляющиеся вакансии будем предлагать тем, кому грозит сокращение. Если человек не обладает нужной квалификацией, можем направить его на курсы, которые действуют на заводе. У нас неплохая система обучения, в год обучаем около 15 тысяч человек. На курсах можно и повысить свою квалификацию, и вообще переквалифицироваться. Было бы желание.
А прямое сокращение пройдет строго по Трудовому кодексу – с выплатой пособий и прочими мерами социальной защиты.
Зарплата будет повышена
– Что ожидает тех, кто остается на заводе?
– После укрупнения цехов, сокращения численности, после вывода ряда подразделений в самостоятельные дочерние фирмы, на головном предприятии УАЗа сотрудников к концу 2005 года останется где-то на треть меньше. Нагрузка на них, конечно, возрастет. Чтобы это компенсировать, принято решение генерального директора направить на повышение зарплаты 50 процентов фонда оплаты труда сокращаемых работников. Но, повторюсь, оставшегося числа заводчан будет вполне достаточно, чтобы выполнять нынешнюю производственную программу по выпуску продукции.
– Вы упоминали о низкой производительности труда на УАЗе по сравнению с зарубежными автоконцернами. А техническое оснащение завода позволяет работать на уровне мировых лидеров?
– Руководство УАЗа постоянно заботится о переоснащении предприятия, которое ведет к повышению производительности труда. Вы знаете, что в 2004 году мы, например, готовимся к вводу в строй нового окрасочного комплекса для автомобилей. Это уровень мировых стандартов. Надо стремиться к нему во всем. Сейчас на УАЗе действует проект оптимизации производства. Специальные группы выходят на участки в разных цехах и скрупулезно фиксируют, например, все действия оператора на рабочем месте: сколько он делает движений, шагов, как далеко расположен от него контейнер с деталями. Затем все обрабатывается, и рождаются предложения, как усовершенствовать рабочее место. Таким образом, планируется повысить производительность труда минимум на 10-15 процентов. Успешный опыт в некоторых цехах уже есть. Также введена и действует электронная система учета простоев, каждый день подробно разбираются причины простоев конвейера даже на 5 минут. Все это постепенно приносит плоды, снимает лишние затраты, работает на эффективность. Если начальник перестал задумываться об оптимизации, значит, он исчерпал свой ресурс руководителя. Процесс должен идти постоянно, что и происходит сегодня на УАЗе. Это требование современной экономики.
Набор может помешать сокращению
– Если заглянуть чуть дальше будущего года – в 2006-й, 2007-й, – то потребуются ли УАЗу новые сокращения персонала?
– В дальнейшем многое будет зависеть от спроса рынка на нашу продукцию. Со второй половины 2005 года УАЗ предполагает поставить на конвейер новый модельный ряд. Если эта продукция завоюет потребителя, получит хорошую оценку, заказы будут расти, то мы начнем набирать людей на работу.
– Получается, вам, вместо того чтобы заканчивать запланированное на 2005 год снижение численности, может потребоваться увеличить трудовой коллектив?
– Не исключено.
Владимир САМАРИН.
Для чего УАЗу самостоятельные «дочки»? Сколько их будет? Почему уборкой производственных помещений на автозаводе займется филиал нижегородской фирмы? Об этом – в следующем материале.