Об этом заявил в минувшую пятницу на брифинге заместитель председателя Законодательного собрания Ульяновской области Игорь Селиверстов. Он по-дробно рассказал о предложениях по изменению порядка выборов глав администраций субъектов РФ и других инициативах президента России, объяснил отношение к ним депутатов Законодательного собрания и общественности.

По словам Игоря Викторовича, средства массовой информации, общественность и граждане России уделяют недостаточно внимания судьбоносным решениям президента. Почему-то большинство населения связывают их с трагическими событиями в Беслане и необходимостью более активной борьбы с международным терроризмом.

А между тем, как подчеркнул сам Владимир Путин на встрече с представителями ведущих телеканалов России, есть более глубокие социально-экономические причины.

– Сегодня выборы губернаторов, – пояснил Игорь Селиверстов, – превратились в большой бизнес. Очень образованные и уважаемые в регионах люди, которые могли бы выдвинуть свои кандидатуры на пост глав администраций, не имеют серьезных финансовых ресурсов, которые бы полноценно позволили им участвовать в выборных кампаниях. Бал здесь правят, как правило, мощные финансово-экономические группы, которые подбирают и финансируют своих кандидатов. После удачных выборов те вынуждены отрабатывать деньги, которые на них были затрачены, и только во вторую очередь заботятся о нуждах региона и насущных потребностях населения.

Если говорить откровенно, то многие центральные СМИ уже всерьез рассуждают о том, что многие главы субъектов федерации в последнее время составляли не меньшую проблему для центральной власти, чем олигархи и организованная преступность. Так, почти никто из губернаторов не допускал развития демократии на муниципальном уровне, тем более – местного самоуправления. Зато – опять же почти все они – прямо либо косвенно, лично через родственников или подставных лиц, участвовали в разделе собственности на вверенных территориях, не подпуская к ней ни конкурентов, ни тем более – народ. Причем до недавнего времени все главы администраций практически контролировали все региональные силовые структуры и спецслужбы, включая МВД, ФСБ и даже суды.

Все это, естественно, не могло остаться без внимания президента, наиболее патриотично настроенных и порядочных управленцев, а также депутатов Госдумы России. Именно депутатский корпус, практически всех уровней, первым поддержал президента.

Это также связано с тем, что поразительная российская бедность и нищета воспринимаются большинством населения как прямое следствие реформ 90-х годов. Народ хочет порядка и позитивных перемен.

Не случайно депутаты Госдумы почти единогласно в первом чтении приняли пакет поправок, предложенных Владимиром Путиным. По федеральному законодательству Законодательные собрания субъектов Российской Федерации также должны представить свои поправки к данному законопроекту. По словам Игоря Селиверстова, наше ЗС должно принять их к 29 ноября и, обобщив, направить в Госдуму России.

Какие же это поправки? Депутаты Законодательного собрания Ульяновской области, как и многих других регионов, считают неприемлемым роспуск ЗС, если депутаты отклоняют кандидатуру президента. “Нас выбирало население региона, – заявил по этому поводу Игорь Селиверстов, – и мы несем ответственность перед своими избирателями”. Причем Игорь Викторович не исключает, что президент может предложить одну-две и более кандидатур.

Если продолжить эту тему, то представляется целесообразным, чтобы и ЗС могло предлагать свою кандидатуру на пост главы администрации области. К сожалению, это нигде не предусмотрено.

Ульяновские депутаты предложили также, чтобы кандидат на пост главы администрации области выходил в ЗС с программой социально-экономического развития региона. Не только депутаты, но и вся общественность, все население, к примеру, Ульяновской области, должно знать, с какими намерениями идет к ним предлагаемый кандидат, что он хочет сделать для блага народа.

На взгляд депутатов ЗС, следует отказаться от поправки, которая говорит об отстранении главы администрации от своих обязанностей “как утратившего доверие президента”. Такого понятия в российской юрисдикции пока просто нет. Зато есть федеральный закон и региональные уставы, в которых расписаны полномочия и права высших должностных лиц, в том числе и процедура их импичмента и отстранения от власти.

А вот никакого реального механизма отзыва депутатов, в том числе Госдумы России, Законодательных собраний и так далее, не было и нет до сих пор. А почему? Ведь многие руководители и депутаты любят повторять, что “играть надо по правилам и в рамках одного правового поля”.

В связи с предложениями президента возникают также противоречия в полномочиях глав администраций, избранных ЗС и всенародно. Другой немаловажный вопрос – принесет ли пользу и благо народу избрание депутатов Госдумы только по партийным спискам?

Все вышесказанное наводит на мысль, что современная Конституция России далека от совершенства, во многом уже расходится с реальными политическими процессами в стране.