Главным итогом этого года является то, что коллектив УАЗа выдержал удар рынка. Несмотря на макроэкономические и внутренние проблемы, намеченные проекты инвестирования, подготовки новых моделей и улучшения качества автомобилей продолжают реализовываться. Этому способствует и реструктуризация, которая по решению совета директоров проводится на автозаводе.

Реструктуризация – это не свертывание производства и не сокращение коллектива, как думают многие ульяновцы. В сложившихся условиях – это единственный путь к повышению эффективности предприятия, его развития и конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках.

Об этом в минувший вторник заявили генеральный директор ОАО “УАЗ” Виктор Клочай и его заместитель, директор по экономике и финансам Николай Соболев. Разговор на пресс-конференции шел также о предварительных итогах финансовой и производственно-экономической деятельности автозавода за 2004 год.

Как самокритично признал Виктор Клочай, в текущем году не все из намеченного удалось выполнить, особенно в плане увеличения объема продаж автомобилей. Предположительно, он будет снижен на 8 тысяч и составит чуть больше 70 тысяч машин за год. Основная доля снижения продаж автомобилей приходится на грузовой ряд. Это, по словам Виктора Владимировича, было несколько неожиданно для руководства ОАО “УАЗ”. Такие авто всегда охотно закупали предприятия и организации, финансируемые из бюджетов всех уровней.

Как считает В. Клочай, одна из причин подобного положения – проводимая в стране административная реформа. Она внесла некий сумбур в бюджетную сферу, скомкала и отодвинула реализацию многих планов на более отдаленную перспективу.

Другая причина – подлинное “нашествие” на российский рынок подержанных иномарок. Так, за девять месяцев текущего года количество завезенных в Россию автомобилей аналогичного “уазикам” класса увеличилось в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Конкретно – было завезено более 19 тысяч микроавтобусов и грузовиков.

Однако самая главная причина, которая повлияла на итоги финансовой и производственно-экономической деятельности ОАО “УАЗ”, – неадекватный рост цен на сырье и материалы, в основном – на металл.

Это основные макроэкономические, но есть, как подчеркнул В. Клочай, и внутренние причины, которые негативно сказываются на деятельности Ульяновского автозавода. Качество автомобилей семейства “УАЗ”, модельный ряд, комфортность и даже цена сегодня не совсем удовлетворяют всех потенциальных покупателей.

Безусловно, на автозаводе много делается по снижению издержек производства, уменьшению брака и рекламаций, улучшению качества и модельного ряда автомобилей “УАЗ”. Так, на предприятии активно внедряется новая производственная система. Оптимизация производственных процессов позволит достичь заметной экономии времени на рабочих местах, свести до минимума производственные потери, создать максимум условий для эффективной работы персонала. В результате проводимых мероприятий в кузовном цехе № 1 почти в пять раз сократились среднесуточные простои конвейеров, в три раза – случаи некомплектной сборки, в два раза – возврат кузовов и уровень дефектности. Одно только снижение простоев сборочных конвейеров позволило высвободить более 1,5 млн. рублей оборотных средств.

На автозаводе завершена реализация инвестиционного проекта по производству косозубой раздаточной коробки и ведущих мостов типа “Спайсер”. В декабре вводится в эксплуатацию окрасочный комплекс “Айзенманн”, не имеющий аналогов в России. Его использование повысит потребительские свойства автомобилей семейства “УАЗ”. Много делается и в конструкторском плане. Однако, как признал генеральный директор автозавода, изменения в лучшую сторону происходят значительно медленнее, чем ожидало руководство “Северстали” и дирекция ОАО “УАЗ”. Его выступление дополнил директор по экономике и финансам Николай Соболев.

– Как показывает опыт последних двух лет, – сказал он, – поднимать цену на свою продукцию мы больше уже не можем. “УАЗ” выходит за пределы своей ценовой ниши, в которой был конкурентоспособен, и дальнейшее повышение, даже в соответствии с инфляционными параметрами, становится бессмысленным. Выход один – снижение издержек основного производства и повышение конкурентоспособности за счет внутренних ресурсов. Реструктуризация – одно из главных направлений этой программы.

В настоящее время на автозаводе идет работа по выводу из состава ОАО “УАЗ” непрофильных активов и реорганизация дирекции по производству с некоторым сокращением управленческого аппарата. Сегодня из структуры автозавода уже выделен ряд непрофильных активов: типография, ЖКХ, профилакторий, гостиница и автотранспортное управление. Все они станут дочерними предприятиями ОАО “УАЗ”. Как показывает опыт, “дочки” работают достаточно эффективно, стараются привлекать сторонние заказы и снижать издержки производства. Самостоятельное ведение бизнеса повышает личную ответственность руководителя за свои действия, а у работников – прямую заинтересованность в результатах своего труда.

Наиболее крупное из выделенных подразделений – “УАЗ-Автотранс” – за девять месяцев текущего года получило прибыль в сумме 300 тысяч рублей. Труднее всех, видимо, придется работникам ЖКХ. Кого они будут обслуживать? Ведь в Ульяновске для них практически отсутствует конкурентная среда.

С 1 января 2005 года в самостоятельное дочернее предприятие ОАО “УАЗ” будет выделено металлургическое производство. Здесь установлен новый плавильный комплекс германской фирмы АВВ. Основным заказчиком для “УАЗ-Металлургия” останется автозавод, но металлурги также надеются на хорошие сторонние заказы.

Следующий этап – выделение в самостоятельные подразделения станко-инструментального производства, а в дальнейшем – ремонтных служб.

Процесс реструктуризации на ОАО “УАЗ” – достаточно сложный, для кого-то болезненный и займет определенное время. Как заявил Виктор Клочай, в результате всех мер, направленных на оптимизацию производства, на автозаводе будет сокращено примерно 5-7 процентов работников. С внедрением компьютерно-вычислительных технологий неизбежно сокращается управленческий аппарат, а с монтажем новых высокотехнологичных линий – часть рабочих. Кому-то из них будет предложено поменять специальность, перейти на другие участки и так далее. Однако дочерним фирмам, как никогда, будут нужны грамотные управленцы и квалифицированные рабочие кадры. Так что слухи о массовых увольнениях на автозаводе оказались несколько преувеличены.

Уровень зарплаты на дочерних предприятиях будет напрямую зависеть от их эффективной работы и успешной реализации продукции на рынке. А это значит, она должна быть качественной, востребованной и конкурентоспособной.

В то же время выделяемые подразделения – это дочерние общества ОАО “УАЗ”, за которые оно несет ответственность и от которых в немалой степени зависит. Поэтому “дочки” ни в коем случае не будут брошены на произвол судьбы. Каждый месяц руководство головного завода будет анализировать деятельность дочерних предприятий и, в случае возникновения проблем, принимать корректирующие меры.

Основные производственные функции, которые будет выполнять головное предприятие ОАО “УАЗ” после реструктуризации, – это штамповка, сварка, сборка и окраска автомобилей. Таким образом, Ульяновский автомобильный завод будет приведен к структуре, соответствующей ведущим автомобилестроительным компаниям мира. А это, по мнению руководства предприятия, наиболее эффективный и правильный способ развития Ульяновского автомобильного завода, единственно верный путь к выпуску качественной и востребованной на автомобильном рынке продукции.