В последние несколько месяцев идет много разговоров о негативной ситуации, сложившейся на Ульяновском автозаводе, точнее, о готовящемся там массовом сокращении числа работников. Чтобы развеять домыслы, рассказать, чем живет предприятие и каковы его перспективы, чего ждать от реструктуризации и приведет ли она к массовым увольнениям, генеральный директор ОАО «УАЗ» Виктор Клочай встретился с журналистами

На заводе сейчас трудится чуть более 20 тысяч человек. Кстати, это единственное предприятие в Ульяновске, где такой большой штат работников. В результате происходящих преобразований под сокращение попадет пять-семь процентов автозаводцев. Так что слухи о массовых увольнениях, по мнению генерального директора, сильно преувеличены.

«Процесс численности работников на заводе губернатор регулировать не может, — подчеркнул Виктор Клочай. — Не регулирует его и генеральный директор. Свои условия диктует рынок».

Экономическая ситуация на заводе сложная. Задания по продажам и прибыли не выполняются. В нынешнем году внедорожников реализовано на восемь тысяч меньше от намеченного плана, соответственно снизилась на 15 процентов и прибыль от продаж. Тому есть субъективные и объективные причины. Неожиданностью для руководства автозавода стало то, что в нынешнем году плохо раскупались автомобили грузового ряда, приобретаемые в основном бюджетными организациями. Виктор Клочай это связывает с административной реформой, проводимой правительством России. В результате реструктуризации министерств в нынешнем году сократилось в два с половиной раза число тендеров на крупные закупки грузопассажирских ульяновских вездеходов.

Еще один негативный момент. В стране «бурно развивается» рынок иномарок, в том числе грузового ряда. Они вытесняют отечественные машины. В то же время в стране «неадекватно» растут цены на металл и другое сырье, что, естественно, ведет к увеличению производственных затрат. С другой стороны, как показывает опыт последних двух лет, поднимать цены на свою продукцию ОАО «УАЗ» больше не может. Внедорожник выходит за пределы своей ценовой ниши, в которой был конкурентоспособен, и дальнейшее повышение стоимости, даже с учетом инфляции, становится невозможным.

Проблемой предприятия является и дефицит денежных средств. Имеется достаточно большая дебиторская задолженность контрагентов автозавода, которая, во-первых, обусловлена тем, что ОАО «УАЗ» использует с зарубежными партнерами аккредитивную форму расчета — отсрочку денежных платежей. Во-вторых, не торопятся расплатиться государственные структуры. Министерство обороны РФ задолжало автозаводу 10 миллионов рублей за продукцию, которую военным поставили еще в начале года.

Выход из создавшейся тяжелой экономической ситуации руководство предприятия и привлеченные зарубежные эксперты видят только в его реструктуризации, цель которой — снижение издержек и затрат основного производства, повышение конкурентоспособности за счет внутренних ресурсов. Процесс реструктуризации производства на заводе начали осуществлять с начала года, сейчас завершается его первый этап. Программа реструктуризации достаточно долгосрочная. В конечном итоге создадут следующую структуру. ОАО «УАЗ» станет головным предприятием, где будут осуществляться четыре основные функции автомобилестроительного завода — штамповка, сварка, сборка и окраска. Все остальные непрофильные подразделения станут дочерними предприятиями — обществами с ограниченной ответственностью (ООО). По словам Виктора Клочая, ежемесячно финансовый комитет станет рассматривать результаты деятельности дочерних ООО и в случае необходимости принимать корректирующие решения.

Как было заявлено на пресс-конференции, ресурсы у ОАО «УАЗ» есть, поэтому подразделения в беде завод не оставит. Кстати, из структуры головного предприятия уже выделен ряд непрофильных подразделений: типография, ЖКХ, профилакторий, гостиница и ООО «УАЗ-Автотранс» — самое крупное из дочерних структур, которое по итогам девяти месяцев сработало с прибылью в размере 300 тысяч рублей.

С 1 января будущего года самостоятельно начнет работать ООО «УАЗ-Металлургия». Основным заказчиком станет автозавод, 30 процентов произведенной продукции будут продавать «АвтоВАЗу» и другим предприятиям. В апреле самостоятельным станет станкоинструментальное производство, чуть позже — ремонтная служба.

В связи с нововведениями на заводе под сокращение уже попало больше ста управленцев. У некоторых из них, как выяснилось при проверке, дипломы о высшем образовании оказались купленными. Виктор Клочай сообщил, что в результате реструктуризации автозаводцы будут переведены в соответствующие подразделения, в которых установят «стартовые условия» по уровню заработной платы. Ее повышение зависит от того, как станет развиваться дочернее предприятие.

По итогам уходящего года рост зарплаты на автозаводе был незначительный — не превысил в среднем и 20 процентов, что не соответствует более высоким показателям, которые планировали год назад.