Ульяновская пенсионерка Вера Федорова собрала больше пяти тысяч новогодних конвертов. В альбомах, где хранится коллекция, есть письма даже из Индии — привет от любимого актера индийского кино.

Напиши мне, напиши…

— Собирать почтовые конвертики я начала еще в девятом классе, — рассказывает Вера Федоровна. — Самая первая коллекция — новогодние конверты. Даже сейчас рассматриваю их и вспоминаю бедное деревенское детство. Я росла в селе Усть-Карлинское Карсунского района, в детстве много болела, и оттого на Новый год просила себе не новых платьев или мальчиков, как мои подруги, а здоровья. Будете смеяться, но я дольше всех своих знакомых верила в Деда Мороза. Потому и мечтала, что мне придет настоящее письмо с поздравлениями, а еще лучше, посылка с подарками. Писем не было, чуда тоже не произошло.

После школы Вера Федоровна переехала в Ульяновск. Письма приходили редко, все больше из дома. Родные рассказывали, как живут, что нового в деревне, передавали приветы от многочисленных тетушек и дядюшек. Ничего удивительного те письма рассказать не могли, но Вера Федоровна бережно вырезала картинки и наклеивала в альбом. Жизнь, даже городская, текла скучно, однообразно.

— Правда, все знакомые, узнав о моем увлечении, стали дарить мне конвертики, — рассказывает Вера Федоровна. — Привозили письма даже из Карловых Вар — такой красивый конвертик с золотым рисунком. А потом я устроилась продавцом в киоск и сама стала скупать те конверты, которые мне нравились. Наклеивала их в альбомы и по вечерам рассматривала. Очень хотелось, чтоб все эти письма прислали мне.

Никаких индийских поцелуев!

Вторая страсть Веры Федоровны — Индия. Вот уже тридцать пять лет она собирает все, что связано с этой страной.

— Я изучала хинди, правда, сейчас, кроме пары фраз и простых песенок, не припомню ничего, — говорит она.

В шестидесятом году Вера Федоровна стала собирать отдельный альбом, посвященный Индии. Там у нее есть все — от цветной фотографии семейства Ганди до видов Дели. На диване сидит кукла в индийском народном костюме. А в альбоме хранится пара конвертов с ответом из индийского посольства.

— Я очень люблю индийское кино, — рассказывает Вера Федоровна. — Раньше, в советское время, таких фильмов было мало. Да и жизнь скучная была, бесцветная, а тут придешь в кинотеатр — и такие страсти, такая любовь. Только один вопрос не давал мне покоя, почему все индийские фильмы про любовь, а актеры в них не целуются. Никто из моих знакомых не мог мне объяснить, почему так, и тогда я написала письмо в Индию — своему любимому актеру Раджедару Кумару. Задала ему этот провокационный вопрос от имени всех советских телезрителей, а он ответил через месяц на английском.

— У нас потому так много фильмов про любовь, что войны не было. А целоваться в кадре мы не можем, потому что вера запрещает.

— Эти письма я очень долго хранила, — рассказывает Вера Федоровна. — Но потом пришлось отдать для какого-то школьного музея. А я так берегла их!

В 1972 году Вера Федоровна отправила поздравительную телеграмму Индире Ганди, отмечавшей 55-летний юбилей. Об этом случае рассказывали на местном радио.

— Мне пришел ответ из посольства, — рассказывает Вера Федоровна. — Секретарь поблагодарил меня за теплые слова, пожелал в ответ здоровья и долгих лет жизни. Получить такое письмо было очень приятно. Я даже в деревне рассказывала, но мне не верили.

Семьсот писем

По коллекции Веры Федоровны можно судить, как изменялись конверты на протяжении сорока лет. В шестидесятые рисунки на конвертах были подробнее, так что даже напоминали открытки. На них были изображены щекастые дети — девочки с кудряшками, мальчики в ермолках. Дед Мороз изображался добрым стариком с мешком подарков.

— Достанешь из почтового ящика такой конверт — и уже на душе празднично, — рассказывает Вера Федоровна. — Потом конверты, даже новогодние, стали более упрощенными, — продолжает Судакова. — Какие-нибудь фигуристы или снежинки изображались, а в наше время интересных конвертов мало, все в основном стандартные какие-то.

По детской привычке Вера Федоровна ждет под Новый год какого-нибудь чуда. Проходя мимо почтового ящика, нет-нет, да и заглянет, не прислал ли кто письмецо.

— Больше всего я люблю получать письма от близких людей, — говорит Судакова. — Но таких мало, человек я одинокий. Поэтому для меня стало большим сюрпризом, когда лет десять назад из московской телепередачи мне прислали пакет, в котором находилось 700 писем — от телезрителей. До сих пор не знаю, кто из знакомых так постарался. Но я больше месяца сортировала по вечерам все эти конверты.

Анастасия ЧеховскаЯ, фото Сергея СЕЛИВЕРСТОВА.