В клубе «Агро-300» – Огусп «Тепличное»

В преддверии Нового года ОГУСП «Тепличное» празднует очередную трудовую победу. К золотой медали Минсельхоза РФ, диплому I степени за успехи в экономике и «серебру» Всероссийского выставочного центра за участие в экспозиции «Золотая осень-2004» добавилось подтверждение членства во Всероссийском клубе «Агро-300». Кстати, «Тепличное» уже пятый раз включают в этот престижный рейтинг.

Овощеводством «под крышей» в нашей области в таких масштабах не занимается никто. Да и в России подобных предприятий немного. Слишком уж хлопотливая и затратная эта отрасль. Можно сказать, что именно в теплицах человек наконец-то практически освободился от влияния природных факторов. Но если погода почти не влияет на самочувствие плантаций, размещенных под прозрачными крышами, то больно бьют факторы экономические: растет стоимость теплоносителей, энергозатраты, расходы на химикаты и маркетинг продукции, которую надо ритмично сбывать.

Последняя новинка «Тепличного» — наисовременнейшие теплицы, занимающие два гектара. Их своды внушительно возвышаются над всей территорией предприятия. В просторных помещениях применят новейшие технологии, с которыми не могли развернуться на прежнем месте. Ведь жизнь не стоит на месте. Поэтому директор «Тепличного» Валентина Тарабрина постоянно ускоряет движение по пути прогресса. Иначе нельзя: конкуренты не дремлют!

Возможно, не каждый знает, что ежегодно по данным Госкомстата РФ определяется 300 наиболее рентабельных хозяйств страны. Этот рейтинг составляется по методике Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) и Росагрофонда, позволяющей объективно оценить стабильность результатов производства.

Базовых показателей — два: выручка от реализации продукции и услуг и балансовая прибыль. При этом из списка претендентов на место в аграрной элите исключаются предприятия, которые получили менее 70 процентов выручки от собственно сельскохозяйственной деятельности. И те, у которых балансовая прибыль превышала разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство.

Итак, берется во внимание только деятельность на земле: отсеиваются любые побочные операции. Притом суммируются итоги за три года для выведения среднего показателя за три отчетных года.

У «Тепличного», вышедшего нынче в рейтинге на 121-е место (прогресс — свыше 20 позиций), в среднем за три года выручка от реализации составила свыше 148 миллионов рублей, балансовая прибыль — 30,3 миллиона рублей. Эти результаты достигнуты силами 612 работающих (среднегодовая численность персонала) всего на 43 гектарах земли! Можете представить уровень эффективности производства. Получается, что каждый гектар ежегодно приносил «Тепличному» 704,7 тысячи рублей, а доля каждого работающего в балансовой прибыли предприятия достигала без малого 50 тысяч рублей.

К слову, из года в год растет вклад членов клуба «Агро-300» в результаты деятельности АПК страны. Если, к примеру, в 1995-1997 годах доля предприятий клуба в товарной продукции всего АПК была 14,1 процента, то в 1998-2000 годах — уже 16,8, а в 2001-2003 годах — 19,1 процента (почти 1,5 части). В 2003 году 300 лидеров продали товарной продукции на 63,3 миллиарда рублей. Столько же реализовали 16,3 тысячи хозяйств, замыкающих «табель о рангах» российского АПК (это 73 процента всех сельхозорганизаций!).

Примерно такая же раскладка и в АПК Ульяновской области. Сейчас почти во всех районах львиную долю аграрного производства обеспечивают лишь несколько крупных хозяйств. Что же теперь остается «мелкоте»: тихо помереть?

Директор ВИАПИ Александр Петриков с этим не согласен. Необходимо всячески поощрять коммерческое сотрудничество крупных и мелких сельхозструктур, развивая так называемое контрактное сельское хозяйст¬во. К примеру, крупная фирма на основе подряда, аренды или договора контрактации передает часть производственных функций мелкой, предоставляя услуги и закупая у нее произведенную продукцию. Именно так в мировом агробизнесе зачастую формируются вертикальные связи и появляются крупные стабильные фирмы, достигающие макси- маль¬ного эффекта.

А ведь прав Петриков. Без интеграции по вертикали сколько ни закачивай денег в АПК, толку не будет. Практика подсказывает, что мелкие товаропроизводители маются с обработкой сельхозугодий. А со сбытом продукции — маются вдвойне. Накануне отчетно-выборных собраний в сельхозкооперативах крестьянам стоит призадуматься о будущем своих предприятий. Конечно, кому-то привычнее и проще вести патриархальное натуральное хозяйство. Но долго ли выдержит такая псевдоэкономика?