Кому нужен такой университет?

На протяжении долгих лет самым разрекламированным вузом Ульяновской области является государственный университет. У непредубежденного человека естественным образом может зародиться сомнение: действительно ли все то, что бурным потоком льется с телевизионного экрана, рассказывается в многочисленных газетных статьях о госуниверситете (разумеется, только положительное), соответствует действительности? Не претендуя на истину в последней инстанции, позволим высказать по этому поводу некоторые сомнения.

Любое высшее учебное заведение, а тем более классический университет, на роль которого пытается претендовать Ульяновский государственный, должно базироваться на трех «китах» – материально-технической базе, высококвалифицированном профессорско-преподавательском составе и, наконец, на качественной подготовке выпускаемых специалистов и их востребованности на рынке труда.

Итак, материально-техническая база университета. Несмотря на колоритно оформленные помещения (по евростандарту) в некоторых учебных корпусах, это высшее учебное заведение, гордо именующее себя «классическим университетом», не имеет ни собственных крытых спортивных сооружений, ни культурно-концертных залов, ни своего общежития. Практически все из перечисленного университетом арендуется. Более того. Собственно своим у университета является только один учебный корпус, расположенный на набережной Свияги, а все остальные здания принадлежали в свое время другим учебным заведениям города, а также различным учреждениям и организациям. Так, в момент становления этого вуза (вторая половина 80-х годов прошлого века), УлГУ получил здания Ульяновского политехнического и сельскохозяйственного институтов, одного из научно-исследовательских институтов, здание филиала Куйбышевского планово-экономического института и помещения Всесоюзного юридического заочного института. И это далеко не полный печень «реквизированных» УлГУ зданий и помещений.

Вести собственное строительство даже при мощнейшей поддержке как местных, так и центральных властей у руководства вуза не получается, а необходимость в учебных площадях – острая. К слову сказать, по данным справочно-аналитической информационной системы «ВУЗЫ РОССИИ» Министерства образования РФ, по состоянию на 1.01.2002 года общая площадь учебно-лабораторной базы УлГУ составляла 57,9 тыс. кв.м, а контингент студентов – 6 397 человек. Иными словами, в расчете на одного студента приходится всего лишь 9 кв.м, тогда как установленный норматив (даже по минимуму) по некоторым специальностям превышает 11 кв.м. Следует напомнить и то, что Ульяновским государственным университетом осуществляется подготовка по направлениям и специальностям культуры и искусства, к которым лицензионные требования в отношении размера учебных площадей еще жестче. Более того, в данные по общему количеству учебных площадей включены как свои собственные, так и арендуемые «метры». При этом, начиная с 2002 года, УлГУ умудрялся открывать и новые специальности. Каким образом?

В этой ситуации ректор УлГУ проявил чудеса «находчивости и изобретательности». Выход был найден под предлогом создания «университетского комплекса», за который г-н Полянсков стал настойчиво агитировать руководство средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений города и области. Даже человеку неискушенному в вопросах высшего образования ясно, что такой своеобразный симбиоз мало чего имеет общего с действительным понятием «университетский комплекс», как равно и с понятием «классический университет». Что из того, что в состав УлГУ вошли, например, музыкальное училище, фармацевтический колледж? Неужели это и есть «университетский комплекс»? Смешно. Отдельный разговор и о том, что ректорат УлГУ добился своего во-преки желаниям коллективов этих учебных заведений. Никто не может, конечно, отрицать, что в состав как университетского комплекса, так и отдельно взятого университета могут и должны входить средние учебные заведения хотя бы с целью обеспечения преемственности получения образования. Это важный, но далеко не определяющий элемент. Для сравнения возьмем один из вузов Поволжья – Нижегородский государственный университет. В его состав, кроме всего прочего, входит значительное число научно-исследовательских лабораторий, научно-исследовательских институтов (НИИ), мини-заводов, собственная клиническая база и многое другое. Кстати, УлГУ клинической базы для подготовки квалифицированных медицинских работников до сих пор не имеет. Хотя и город, и область буквально задыхаются от нехватки врачей, особенно участковых. Многие же выпускники медицин-ского факультета предпочитают либо вообще не работать по специальности, либо трудоустраиваются в качестве работников среднего медицинского персонала. Таким образом, средства, за-траченные на их подготовку, оказываются выброшенными на ветер. Поэтому, может, есть смысл вообще отказаться от услуг медфака УлГУ, а заключать соглашения с медвузами Самары, Казани, других городов на подготовку врачей для региона. Как свидетельствует практика, качество подготовки в этих вузах не идет ни в какое сравнение с качеством подготовки на медицинском факультете УлГУ. Не секрет, что многие руководители лечебных учреждений под разными предлогами просто отказываются от питомцев медфака Ульяновского госуниверситета.

В заключение отметим, что создание университетского комплекса в сложившейся ситуации может принести дивиденды лишь исключительно самому УлГУ. Дело в том, что при аттестации и аккредитации вуза, его огромного числа специальностей и направлений, спектр которых чрезвычайно широк, ему как воздух необходимы учебно-лабораторные площади.

Особо хотелось бы остановиться на направлениях и специальностях высшего профессионального образования, реализуемых в университете. Как уже отмечалось выше, число их очень велико и колеблется в пределах 50. На первый взгляд это может казаться большим плюсом как для самого вуза, так и для нашего региона в целом. На практике же получается совершенно иначе. Так, на факультете культуры и искусства вузом реализуются направление «Музыкальное искусство», специальность «Актерское искусство». Кто-нибудь задавался вопросом о востребованности этих специалистов? Что, у нас в области много театров, музыкальных коллективов, в которых могли бы затем работать выпускники этих специальностей? Нет. Может быть, УлГУ открывал данные специальности под детей каких-то конкретных родителей? Наряду с этим встает вопрос и о профессорско-преподавательском составе, осуществляющем подготовку этих специалистов. Ведь кроме редких приездов творческих корифеев, дававших «мастер-классы» для студентов, больше никого нет. Да и те приезды уже в прошлом. При всем уважении к некоторым маститым актерам областного драматического театра, нельзя всерьез воспринимать их активное участие в образовательном процессе хотя бы потому, что они, во-первых, заняты своей основной работой, а во-вторых, не все умеют и хотят заниматься преподавательской деятельностью.

Возьмем еще одну широко разрекламированную сторону подготовки специалистов в стенах УлГУ (вот, наверное, в чем нельзя отказать этому вузу, так это в рекламе). Якобы он может осуществлять подготовку педагогических кадров для образовательных учреждений города и области, в частности, учителей иностранного языка. Вполне понятно, что данный рекламный трюк направлен против одного из вузов города. Правда, некоторыми это воспринималось на полном серьезе. На поверку же эта инициатива УлГУ обернулась полным пшиком. Официальные цифры статистики главного управления образования администрации Ульянов-ской области говорят о том, что в 2003 году только 4(!) выпускника университета работали в системе образования Ульяновской области. И только один – в школе. Да и то психологом. И, как видим, среди них нет ни одного учителя иностранного языка.

Говоря в целом о качестве подготовки специалистов в УлГУ, следует ориентироваться не на отдельных его выпускников, зачастую талантливых и способных уже изначально, а на общую их массу, если так можно выразиться. Не снят с повестки и вопрос о востребованности многих специалистов, которых выпускает вуз, например, экономистов. Далеко не секрет, что многие из них работают продавцами сотовых телефонов, мебели и т.п. И не всегда оправданны разговоры о том, что рынок Ульяновской области перенасыщен специалистами такого профиля. По официальным данным управления по труду администрации области за 2003 год, из 879 выпускников этого вуза трудоустроились по специальности всего 393, почти столько же – 308 – «ушли в свободное плавание» с расплывчатой формулировкой «самостоятельное трудоустройство».

Скорее, речь нужно вести о качестве подготовки в УлГУ. Упоминавшаяся выше нехватка учебных площадей вынуждает руководство вуза проводить занятия в несколько смен. Постоянные «перебежки» студентов из одного корпуса в другой приводят к срыву занятий; нередки случаи, когда целые курсы важных дисциплин отдаются студентам на самостоятельное изучение, что в конечном итоге выливается в плохое качество обучения. Подчеркнем, что вопросу качества образования сейчас уделяется исключительно важное внимание. Свидетельством этому могут служить, в том числе, многочисленные приказы, распоряжения, инструктивные документы Министерства образования страны.

Или другой момент, связанный с дублированием УлГУ многих специальностей, уже имеющихся в других вузах города. Если вспомнить историю открытия филиала Московского государственного университета в Ульяновске (нынешний УлГУ), то он задумывался как база подготовки специалистов строившегося в городе Центра микроэлектроники. Но когда это предприятие развалилось, УлГУ, быстро сориентировавшись, приступил к массовому открытию специальностей, многие из которых вообще никоим образом не были связаны с потребностями местного рынка труда и не обеспечивались высококлассными преподавателями. Можно констатировать несоблюдение лицензионных требований, в частности, наличия определенного числа докторов и на специальностях «Культура и искусство», «Безопасность жизнедеятельности». Послед-няя вообще открыта без наличия более или менее сносной материальной базы.

На сегодняшний день это высшее учебное заведение наплодило бесчисленное число филиалов, опутав, словно щупальцами, образовательное пространство города и области. И базируется все это, в основном, на принципах коммерциализации. Так, уже на самых дальних подступах к поступлению в УлГУ в некоторых школах организуются специальные классы, где взимается дополнительная плата за подготовку. Накануне приемной кампании вуз развертывает бурную деятельность по проведению, опять же платному, различного рода репетиционных экзаменов. И, наконец, одно из последних мероприятий университета по «законному изъятию» денег из кошельков родителей будущих абитуриентов – организация платных курсов по подготовке сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Значительный «куш» имеет УлГУ и при приеме студентов на платную форму обучения. Кстати, таких студентов в вузе практически 50%. Но вот что удивительно: и студенты, поступившие на бюджетные места, и студенты внебюджетной формы – занимаются совместно, никакого деления здесь нет.

Но коммерческая деятельность не ограничивается только образовательной сферой, она затрагивает и другие аспекты деятельности вуза. Так, например, на федеральных землях УлГУ строит жилье. Казалось бы, благое дело – обеспечение своих преподавателей и сотрудников жильем. Но дело в том, что значительная часть квартир в этих домах продается по коммерческой стоимости лицам, не имеющим к университету никакого отношения. Судьба же вырученных от продажи сумм неизвестна. Собственно говоря, ничего удивительного здесь нет. Ведь в свое время именно УлГУ стал зачинателем «коммерциализации» образования в регионе. Не в таком уж далеком прошлом средства массовой информации Ульяновской области не раз сообщали общественности о различных скандалах, в которых были замешаны руководители вуза, в первую очередь ректор Полянсков.

Невольно задаешься вопросом: нужен ли городу, области такой университет-фантом, и куда смотрят региональная и федеральная власти?

Что касается местной власти, здесь многое проясняет тот факт, что дети руководителей различных властных структур либо учились, либо учатся в УлГУ. Да и некоторые из этих руководителей в свое время «обзавелись» «корочками» этого университета.

Относительно Министерства образования РФ ситуация несколько иная. Ходят слухи о том, что УлГУ, в первую очередь в лице его ректора г-на Полянскова, умеет встречать важных персон этого ведомства и встречать очень хорошо. Бытует и такое предположение – «у Полянскова все схвачено». Быть может, оно не лишено оснований.

Прояснить действительную ситуацию в УлГУ может только объективная комиссия из того же Министерства образования с проведением контрольных срезов у студентов. Лишь в этом случае можно будет судить о том, что в действительности представляет собой Ульяновский государственный университет и нужен ли он вообще. Истинная картина «Что такое УлГУ?» может быть обозначена при условии, что вся деятельность этого вуза будет введена в рамки правового поля: соблюдения российского законодательства в сфере образования, приведения в соответствие всех специальностей вуза лицензионным и аккредитационным требованиям. А пока по различным «мыльным» рейтингам этого вуза ясного и четкого представления о нем составить нельзя.

Правда, есть еще один вариант решения вопроса, связанный с этим университетом, который при определенных обстоятельствах может быть оптимальным и экономически целесообразным. Речь идет о его расформировании и передаче материально-технической базы и студентов другим вузам. Все ульяновские вузы – это коллективы с большими традициями и высоким научно-исследовательским потенциалом, способными реализовать все специальности высшего профессионального образования, которые есть в настоящее время в УлГУ.

Польза, думается, была бы в этом случае для всех заинтересованных сторон: и для студентов, и для администрации области, и для Министерства образования.