Алсу Балакишиева о плюсах и минусах бюджета-2005

В минувшую пятницу председатель комитета ЗСО по бюджету, налогообложению, экономике и предпринимательству Алсу Балакишиева встретилась с представителями СМИ региона. На пресс-конференции, помимо прочего, был очерчен круг проблем, связанных с принятым 6 января региональным бюджетом на текущий год.

Прежде чем перейти к основному вопросу, Алсу Харисовна ознакомила собравшихся с работой, проделанной в прошлом году комитетом, возглавляемым ею. Она подчеркнула, что, несмотря на политическую «разношерстность», депутатам, входящим в комитет, удалось наладить совместную работу. Так, вместе с контрольно-счетной палатой при ЗСО в прошлом году были осуществлены проверки ряда бюджетных учреждений области. Особое внимание уделено финансированию строительства «ледового дворца». Последний, как выяснилось, возводился со значительными нарушениями. Например, под него до сих пор официально не выделено земельного участка. Подрядчики определялись без проведения тендера, что является довольно серьезным нарушением. Кроме того, финансировался проект частично из резервного фонда главы региона вопреки бюджетному законодательству. «Дворец», помимо всего прочего, не прошел экологической и правовой экспертиз.

В тесном сотрудничестве с исполнительной властью в 2004 году велась работа над значимыми для области законопроектами. Один из них – «О ставках на игорный бизнес» – стоит отметить особо. Дело в том, что в последние годы областной центр буквально захлестнула волна игровых салонов. Это не только нарушает общественный порядок, на что часто жалуются жители домов, расположенных вблизи таких мест, но и порождает массу других проблем. Алсу Харисовна сослалась на случаи, когда люди даже далеко не юного возраста подвергаются так называемой «игромании», оставляя владельцам этого прибыльного бизнеса большую часть своих доходов. Такая ситуация сложилась потому, что налогообложение «игорных домов» было заниженным. Повышение сборов в этой сфере должно привести, с одной стороны, к замедлению темпов роста числа салонов, с другой – к привлечению дополнительных средств в бюджет.

Большой работы потребовала подготовка законопроекта о переводе предприятий общепита на налогообложение по схеме «на вмененный доход», что должно облегчить существование этой сферы.

Председатель депутатского комитета довольно подробно рассказала о работе народных избранников со своими избирателями. Напомним, что за каждым депутатом ЗСО закреплен определенный муниципальный район, в котором ведется прием граждан. По словам Алсу Харисовны, люди обращаются с самыми разнообразными, не всегда относящимися к компетенции областного парламента, проблемами. В каждом отдельном случае приходится искать пути их решения, налаживая связи, в частности, с администрациями районов, с гордумой, другими ведомствами и властными структурами.

Когда же разговор перешел к основному вопросу, оптимистический тон докладчика сменился, скорее, на озабоченный. «Бюджет 2005 года не является бюджетом развития», – таков был лейтмотив дальнейшего разговора. В этом сейчас, пожалуй, единодушны представители как законодательной, так и исполнительной ветвей региональной власти. Несмотря на то, что работа над основным финансовым законопроектом области не прекращалась с начала прошлого года, масса предложений, внесенных депутатами, осталась без внимания.

– В результате мы оказались в такой ситуации, которой не было, пожалуй, за всю историю Законодательного собрания, – заявила Алсу Балакишиева. – Мы ставили задачу принять бюджет вовремя, а не в мае или июне, когда он становится неактуальным. Работа началась с формирования доходной части. Мы постоянно следили за источниками пополнения казны. Все предложения были внесены в предусмотренный законодательством срок – до 1 октября. На 33 листах выставили на суд главы исполнительной власти области существенные замечания к бюджету. К сожалению, вместо того, чтобы поправить, улучшить бюджет, прежняя администрация предпочла поступить по-своему. В результате мы получили бюджет буквально накануне избрания нового губернатора, вечером 24 декабря. То, что мы увидели в законопроекте, нас, можно сказать, шокировало. Наши замечания и предложения практически никак не были учтены. Мало того, доходная часть урезана на 1 млрд. 200 млн. рублей – была вычеркнута предусмотренная ссуда. Как все прекрасно понимают, на эту сумму уменьшена и расходная часть бюджета… Депутатский корпус немедленно приступил к обсуждению предложенного законопроекта, ставился вопрос о целесообразности его принятия. Решающая роль здесь принадлежала Сергею Морозову, который, еще не будучи на тот момент избранным на пост, посоветовал принимать бюджет в существующем виде. А уже 27 декабря Сергей Иванович встретился с председателями всех комитетов ЗСО, с лидерами партий. В результате было принято решение бюджет утвердить, так как иначе проблема просуществовала бы до весны, как это уже случалось. Фактически область получила бюджет вовремя только благодаря личному авторитету Сергея Морозова.

Алсу Балакишиева уверила собравшихся, что работа над этим законом не остановлена и в ближайшее время планируется пересмотреть ряд его пунктов. Какие же основные минусы регионального бюджета предстоит исправить? По сравнению с прошлым годом дефицит областной казны составил 175 процентов. Из-за этого значительно снижено обеспечение жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения. На сегодняшний день не заложено ни рубля на промышленность. Не выделено средств и на инвестиционную политику. Чем это грозит региону, предположить нетрудно. Без государственных гарантий привлечь инвесторов, запустить кредитные механизмы да и просто стимулировать местных товаропроизводителей крайне сложно. Совершенно «забыли» о малом и среднем бизнесе, о котором, как выразилась Алсу Харисовна, вспоминают лишь перед выборами. Как результат, Ульяновская область, по официальным данным, на 14 лет отстала от большинства рыночно развитых федеральных субъектов.

Впрочем, депутат отметила и достаточное количество положительных моментов в принятом бюджете. Например, региональный налог на имущество с 1 января в размере 50 процентов переходит к муниципальным образованиям. В расходной части заложены так называемые «опекунские» пособия, которые раньше выделялись из муниципальных бюджетов, что не всегда гарантировало их выплату. Также запланировано стопроцентное финансирование исполнения законодательства о ветеранах труда, о тружениках тыла. На эти цели выделено 463 миллионов рублей. С текущего года впервые начнется финансирование общеобразовательных учреждений из областного бюджета. Цена данного вопроса – более миллиарда рублей. 90 процентов из этой суммы – заработная плата, остальная часть выделена на закупку книгоиздательской продукции и мягкого инвентаря. В текущем году должна окончательно наладиться ситуация с выплатой детских пособий: средств на эти цели предусмотрено достаточно.

Каким бы спорным ни был бюджет области, без него невозможно достучаться ни в одно министерство в Москве. А значит, трудно рассчитывать и на поддержку федеральной власти. Впрочем, наш регион, пожалуй, сможет миновать угрозу остаться без должного внимания. Например, проблема со снабжением медицины уже донесена благодаря работе ЗСО до Министерства здравоохранения и социального развития. Глава ведомства Михаил Зурабов обещал содействие в этой ситуации.

По окончании встречи председатель бюджетного комитета Алсу Балакишиева выразила надежду, что в процессе сотрудничества законодательной и исполнительной властей области удастся решить большинство сложностей, связанных с бюджетом–2005, а также наладить более тесные взаимоотношения с правительством Российской Федерации, что позволит, наконец, снять проблему недофинансирования области из федерального центра.