В сетях фальсификации

Подделки повсюду. Даже крупные сетевые магазины сегодня допускают нарушения, которые низводят их до уровня оптовых рынков образца 90-х годов. Показать пример цивилизованной торговли у супермаркетов так и не получилось.

Особенно много нареканий к супермаркетам эконом-класса. На российской почве медленно, но верно мутируют даже иностранные супермаркеты, видимо, устанавливая для своих российских магазинов заниженные стандарты. Нарушения в сетевых супермаркетах выявляются Госторгинспекцией регулярно. Но так как ревизии нацелены в первую очередь на разоблачение недобросовестных производителей, то к продавцам сомнительных продуктов жестких санкций обычно не применяется. Чтобы снять с себя всякую ответственность, сетевикам в большинстве случаев достаточно показать сертификат соответствия на продаваемые продукты (а какими путями производитель получил нужный сертификат, магазин знать не обязан).

На Западе заботящиеся о своей репутации торговые сети проводят так называемый продмаркет: все продукты с неоднозначной репутацией магазин самостоятельно отправляет на экспертизу. В России у сетевых компаний такой практики самозащиты не существует: во-первых, лишние (и немалые) расходы, а во-вторых, в сетях эконом-класса недоброкачественная продукция позволяет удерживать цены на низком уровне, то есть дает магазинам возможность быть конкурентоспособными. Такая нетребовательность продавцов оборачивается ростом производства «левой» продукции.

В прошлом году масштабные проверки ряда торговых сетей обернулись сенсационными разоблачениями. Пошатнулись репутации многих торговых сетей (кстати, магазины одной из таких торговой сети есть и в Димитровграде). Так, в 2004 году была снята с реализации почти треть проинспектированного сливочного масла и более 20 процентов колбас и копченостей, также Госторгинспекцией было забраковано 30 процентов проверенной рыбной продукции и 21 процент хлебобулочных изделий.

Результаты проверки молочных консервов, продаваемых в российских магазинах, показали, что вместо настоящего «Молока цельного сгущенного с сахаром» на полках магазинов все чаще выставляются фальсификаты. По итогам проверки, проведенной в сентябре прошлого года в Москве и Санкт-Петербурге, установлено, что 68 процентов сгущенки из столичных магазинов не соответствуют требованиям ГОСТа. В число нарушителей попали крупные торговые сети, в чьей добросовестности потребитель уже вроде бы перестал сомневаться. Характерно, что продукцию тех же производителей можно увидеть и в сетях, имеющих западных акционеров, таких как «Metro». Сгущенкой с надписью ГОСТ и содержанием растительных масел, поставляемой Гагаринским (Смоленская область) заводом, торгует и сеть «Dixi», которая позиционируется в самом низком ценовом сегменте.

Для сгущенки надпись «ГОСТ» на этикетке значит очень многое – именно такую сгущенку люди привыкли покупать с советских времен, именно такая сгущенка лучше всего расходится в магазинах. В традиционной сгущенке (бело-голубая этикетка) должно быть только молоко, сахар и вода (этот состав и устанавливается ГОСТом).

Но многие предприятия выпускают сгущенное молоко по самостоятельно разработанным техническим условиям (ТУ). В составе таких консервов молочную основу чаще всего замещают растительными маслами. Сгущенка по ТУ имеет такое же право на существование, как и сгущенка, сделанная по ГОСТу, но этикетка при этом должна соответствовать содержанию банки. А этого как раз и нет, потому что в подделках на рынке пищевых продуктов есть прямой экономический смысл. Кстати, проверки последний раз касались лишь сгушенки, а вот, например, разница в ценах между ТУшной и ГОСТовской тушенкой достигает 300 процентов. Страшно представить, что происходит в этом сегменте.

Единственным цивилизованным барьером между потребителем и продавцом в России на сегодня остается Государственная торговая инспекция. Однако штат инспекции значительно сократили, а совсем недавно принято решение о переводе Госторгинспекции из подчинения Минэкономразвития в ведение Минздрава. Очень хочется надеяться, что наработанные технологии, кадровый состав, имеющий большой опыт работы, удастся сохранить. Сейчас многие шутят, что проверки правил торговли сведутся к контролю санитарно-гигиенических норм, но ведь у продавцов и производителей пищевых продуктов руки должны быть чистыми не только в прямом, но и в переносном смысле…