Первый удар приняли на себя… кондукторы

Первыми ощутили на себе действие механизма Федерального закона №122 работники электротранспорта. В праздничную десятидневку жители областного центра не отказывали себе в удовольствии побывать в гостях у родных и друзей, живущих в разных концах города, и пользовались трамваем. Это самый дешевый общественный транспорт, потому и называют его народным.

Прежде у льготников были единые права, документы и статус. Нынче, согласно закону, их поделили на федеральных и региональных. Первые должны были получить вместе с пенсией компенсационные выплаты для проезда на транспорте, вторые – оформить в органах социальной защиты специальный талон-вкладыш с фотографией владельца для пенсионного и иного удостоверения и ездить бесплатно. За них с МУП “Ульяновскэлектротранс” расплатятся местные бюджеты. Таким предполагалось теоретически безупречно выстроенное действие закона. Но, как известно, почти любая теория корректируется реальной практикой.

– Коллектив “Ульяновскэлектро-транса”, – признается его директор Василий Черныш, – первые дни наступившего года работал в напряженном ритме. В трамваях на всех городских маршрутах и троллейбусах в Заволжье по громкой связи объявляли пассажирам новые правила проезда. Кондукторы индивидуально разъясняли всем, кто еще не разобрался, каков порядок оплаты. Делали все, что могли. Но для полного и беспроблемного действия закона нужно время…

Поэтому конфликтных ситуаций в дни длинных новогодних каникул, подаренных правительством, было немало. Некоторые из федеральных льготников еще не получили к тому времени единовременные денежные выплаты, а кое-кто из региональных – специальные вкладыши. Местные власти оперативно среагировали на эти проблемы. Мэр Ульяновска Сергей Ермаков принял решение до 1 февраля разрешить федеральным льготникам ездить на трамваях бесплатно. Его поддержали депутаты городской думы, принявшие соответствующее решение. По ходатайству главы города гордума приняла решение и о предоставлении права бесплатного проезда в общественном транспорте участникам Великой Отечественной войны в течение всего 2005 года. В Ульяновске их всего 3996 человек.

Были проблемные ситуации и с так называемыми профессиональными льготниками – сотрудниками различных силовых структур, военнослужащими разных категорий и т.д. Многие из них не получили транспортных дотаций, а привычка к льготе осталась. Поэтому у кондукторов трамваев часто возникали пререкания по поводу оплаты проезда.

На состоявшейся пресс-конференции В.Черныш отметил также, что уже зафиксированы первые случаи подделки вкладышей, дающих право бесплатного проезда, так как они не обладают нужной степенью защиты. Руководство “Ульяновскэлектротранса” обратилось с предложениями по защите талонов от подделок.

В ходе разговора с журналистами был затронут вопрос положения предприятия “Ульяновскэлектротранс”. Василий Черныш отметил, что за последние 10 лет количество льготных категорий граждан достигло 44. Соответствующие же компенсации “Электротрансу” не выделялись. Так, из положенных за перевозку ветеранов труда 76 млн. рублей в 2004 году предприятие не получило ни копейки. Такая же ситуация с компенсациями по другим категориям льготников. Между тем предприятие находится в тяжелейшем положении: подвижной состав эксплуатируется по третьему амортизационному сроку, некоторым трамваям уже 30 лет, последний новый вагон закупался лет 10 назад. Сегодня он стоит порядка 8-9 млн. рублей, а троллейбус – 2,5-3 млн. рублей. Василий Черныш отметил, что, несмотря на рост тарифов на электроэнергию, коммунальные платежи, уже третий год предприятие не повышало стоимость абонементных и проездных билетов, хотя себестоимость проезда составляет уже 5 рублей 71 коп. Все это снижает надежность и эффективность работы народного транспорта, приводит к сбоям в движении. И тут необходима помощь городских и региональных властей.