Чтобы хороших и безопасных дорог стало больше

Как уже сообщалось в нашей газете, 25 января в ОГУ “Департамент автомобильных дорог Ульяновской области” прошло расширенное совещание по вопросу “О работе и перспективе развития дорожной отрасли Ульяновской области”. В нем приняли участие губернатор Сергей Морозов, его заместитель Александр Пинков, директор ОГУ “Департамент автомобильных дорог Ульяновской области” Вячеслав Тютьков и другие ответственные лица.

Главную тему совещания определил губернатор. По словам С. Морозова, его больше интересует не констатация фактов, отдельные достижения, а методы сохранения всех положительных наработок в дорожной отрасли области, а также способы привлечения в нее дополнительных финансовых средств. В русле обозначенных задач и прошло совещание.

Вначале глава администрации области сообщил, что достигнута предварительная договоренность о его встрече с министром транспорта Российской Федерации Игорем Левитиным. На ней будут обсуждаться вопросы более тесной совместной работы ОГУ “Департамент автомобильных дорог Ульяновской области” и Министерства транспорта России.

Итоги работы дорожной отрасли в 2002-2004 годах подвел директор ОГУ “Департамент автомобильных дорог Ульяновской области” Вячеслав Тютьков. Он отметил, что в настоящее время на балансе предприятия находится 4,5 тысячи километров дорог и 334 мостовых перехода. Производство дорожно-мостовых работ в области осуществляется 20 подрядными организациями, общая численность которых составляет 3,5 тысячи человек. По его словам, в 2002-2004 годах дорожникам Ульяновской области удалось не только сохранить, но и увеличить объем проводимых дорожных работ. Важным этапом стало создание в 2002 году проектного института ОГУП “Автодормостпроект”. Это позволило производить весь комплекс проектных дорожно-строительных и ремонтных работ не только в Ульяновской области, но и в соседних регионах. С образованием института ежегодная экономия составила 15 миллионов рублей. Вместе с тем Вячеслав Тютьков отметил, что нынешний уровень финансирования дорожной отрасли не позволяет говорить о ее развитии. Главной задачей является сохранение в 2005 году существующего сектора автомобильных дорог области и снижение темпа их разрушительности.

Заслушав это выступление, Сергей Морозов задал ряд вопросов. Особенно его интересовало, как будет функционировать дорожная отрасль, а также строиться и ремонтироваться дороги после введение в действие Федерального закона о местном самоуправления в 2005 году. В рамках этой реформы департаменту автомобильных дорог предстоит проделать большую работу по передаче в собственность муниципальным образованиям более 1,5 тысяч километров дорог. По словам Вячеслава Тютькова, одним из таких источников должен стать налог на земельную собственность, который с 2005 года будет в полном размере поступать в бюджеты муниципальных образований. Этот налог всем муниципальным образованиям рекомендовано в полном объеме направлять на содержание дорожной отрасли. Главная проблема заключается в том, что даже такой подход не позволит многим муниципалитетам поддерживать дороги, которые им будут переданы, в хорошем состоянии, не говоря уже о строительстве новых.

Для решения этого острого вопроса Сергей Морозов предложил отработать систему передачи дорог, их обслуживание и финансирование на двух районах Ульяновской области: Мелекесском и Цильнинском. Результаты этого эксперимента должны быть доложены главе администрации области к 29 марту 2005 года.

Другой важный вопрос, на котором Сергей Морозов заострил внимание, – привлечение новых источников доходов в дорожную отрасль Ульяновской области. Среди этих источников Вячеслав Тютьков назвал увеличение размера оплаты за перевозку тяжеловесных грузов по дорогам области, введение платы за размещение рекламы на объектах дорожной сферы и некоторые другие. Департаментом автомобильных дорог составлен план на 2006 год, в котором будет определен перечень дорог, мостов и других инженерных сооружений для использования их на платной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди первых платных мостов в нашей области будет, вероятно, новый мост через реку Черемшан.

Губернатор области отметил, что названные источники позволят получить слишком незначительные финансовые средства. Он поручил в недельный срок представить ему на рассмотрение другие возможные источники дополнительного дохода для восстановления, ремонта и содержания дорог и мостов области. Сергей Морозов обратил внимание на то, что в этих целях необходимо использовать опыт других субъектов Российской Федерации.

О ходе строительства нового мостового перехода через Волгу доложил заместитель ОГУ “Департамент автомобильных дорог Ульяновской области” Сергей Целищев. Он сообщил, что в этом году на строительство моста из федерального бюджета будет выделено 650 миллионов рублей, что в три раза меньше планировавшейся ранее суммы в 1 миллиард 800 миллионов рублей. А для того, чтобы закончить строительство моста в течение ближайших четырех лет, требуются ежегодные капиталовложения в размере 2-2,5 миллиарда рублей.

Сергей Целищев также отметил, что область не в состоянии финансировать строительство моста на одинаковых условиях с федеральным бюджетом. Такие требования в прежние годы выставляло правительство России. Поэтому необходимо пересмотреть паритеты, и это уже делается. Так, в 2005 году на 650 миллионов рублей, которые поступят на строительство моста из федерального бюджета, из областного будет выделено 12,4 миллиона рублей.

Генеральный директор ЗАО “БСК-8” Анатолий Фильченко рассказал о графике производства работ на строительстве моста через Волгу. Губернатора интересовало, какие именно работы будут проводиться мостостроителями в 2005 году, сроки выполнения СМР, а также то, какие предприятия участвуют в ходе подготовки и проведения строительно-монтажных работ. Анатолий Фильченко сообщил, что к сентябрю 2005 года будет закончена правая эстакада (три небольших пролета, которые прилегают к правому берегу Волги), а на стапеле будет собран еще один пролет. К декабрю мостостроители планируют закончить установку 8-9 пролетов моста. При этом генеральный директор ЗАО “БСК-8” подчеркнул, что практически все работы выполняются ульяновскими рабочими, а металл, как это и было раньше, по договоренности поставляется из Воронежа. Сергей Морозов заявил, что все работы необходимо по возможности производить силами ульяновцев. Надо, как подчеркнул губернатор, всемерно развивать внутриобластную кооперацию и не допускать оттока капитала из области.

С докладом о состоянии аварийности и уровне содержания автомобильных дорог нашего региона выступил заместитель начальника отдела надзора управления ГИБДД УВД Ульяновской области Сергей Аникин. Говоря о росте числа дорожно-транспортных происшествий, он заявил, что многие из них происходят потому, что большое количество дорог Ульяновской области не соответствуют предъявляемым требованиям безопасности. “Вместе с тем программа департамента автомобильных дорог области по устранению очагов аварийности на дорогах, – отметил Сергей Аникин, – выполняется всего на 65 процентов. Во многих ситуациях, связанных с обеспечением безопасности дорожно-транспортного движения, работники ОГУП “Ульяновскавтодор” несвоевременно устраняют возникающие недостатки, ссылаясь либо на отсутствие необходимой техники, либо на нехватку ГСМ”.

Губернатор назвал подобные ситуации недопустимыми и дал указание Вячеславу Тютькову и Олегу Тюленеву немедленно разобраться в создавшемся положении дел.

Закрывая совещание, глава администрации подчеркнул, что необходимо сделать все возможное, чтобы дорожно-транспортная отрасль нормально функционировала, а хороших и безопасных дорог в Ульяновской области стало больше.