Вячеслав Алексейчик: «Пути вывода ЖКХ из кризиса есть»

АЛЕКСЕЙЧИК ВЯЧЕСЛАВ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Депутат Законодательного cобрания области третьего созыва, избран по спискам областного отделения КПРФ.

Дата рождения: 5.03.1937.

В 1959 году окончил Таганрогский радиотехнический институт. Начал трудиться на должности рядового инженера на заводе им. Володарского, а затем с 1961 г. – в НИИ «Марс», где прошел путь от ведущего инженера до заместителя директора по науке. С 2000 г. и до избрания депутатом ЗСО работал в должности заместителя директора по науке и развитию научно-производственного предприятия «НПП САБ-система».

Доктор технических наук. В 1976 году награжден орденом «Знак Почета», в 1980 году стал лауреатом Ленинской премии за создание специальных систем.

Занимаемая должность: заместитель председателя комитета Законодательного собрания области по промышленности, строительству, транспорту, связи и ТЭК.

В последние годы многие регионы России стали испытывать “энергетический голод”, а система ЖКХ попала в глубокий кризис. Причем проблемы и неплатежи со стороны коммунальщиков растут, как снежный ком, и названный системный кризис угрожающе углубляется. В Ульяновской области, при весьма скудном бюджете, проблема обострилась до предела, что ежечасно ощущают на себе тысячи горожан и сельских жителей. Об этом и многом другом говорил на недавней пресс-конференции заместитель председателя комитета Законодательного собрания области по промышленной политике, строительству, транспорту, связи и ТЭК, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии Вячеслав Алексейчик.

Сначала Вячеслав Валентинович привел удручающие факты. По данным Агентства по строительству и ЖКХ России, если в 1990 году по стране на 100 километров теплосетей случалось 15-20 аварий, то в 2003 году – уже более 200. Общий износ теплотрасс составляет 60 процентов, из которых 10 процентов подлежит немедленной замене.

– Если не принимать никаких мер, – заявил Вячеслав Алексейчик, – тогда, по расчетам специалистов, в инженерных сетях к 2010 году пойдут необратимые процессы. А для того, чтобы выйти из этого “пике”, необходимо в год заменять хотя бы 5 процентов теплосетей. Для полной замены требуется примерно 133 миллиарда рублей.

Вячеслав Алексейчик обратил внимание на то, что у нас, в северной стране, очень много старых затратных технологии. Из-за этого мы отапливаем воздух, теряем огромные природные богатства и ресурсы…

– Если бы мы завтра проснулись с новыми современными технологиями, – заметил депутат, – то это дало бы экономию эквивалентную стоимости порядка 500 миллионов тонн нефти. Вот та цена, которую мы сегодня платим за устаревшие технологии, за свою нерасторопность и скупость во внедрении всего нового, передового. А скупой, как гласит пословица, платит дважды.

В Ульяновской области положение, по мнению В. Алексейчика, еще хуже. По официальным данным износ теплосетей достигает практически 85 процентов. Только на восстановление инженерных систем требуется порядка 800 миллионов рублей.

Есть ли выход из создавшегося положения? Какой-то проблеск, “свет в конце туннеля” виден. Однако для этого требуется принять целый комплекс мер, в том числе и на местном законодательном уровне.

Комитет по промышленной политике ЗС предложил провести инвентаризацию восстановления и развития инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов области. Сюда входят водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, сбор и утилизация бытовых отходов и т.д. Причем необходимо отделить инженерные системы от жилого фонда. В жилом фонде свои проблемы, и их по-особому надо решать.

Затем по результатам инвентаризации необходимо разработать соответствующую документацию и нормативно-правовые акты. Они и станут той базой, которая позволит руководству области с одной стороны выходить в федеральный центр, а с другой – использовать свои силы и ресурсы для решения обозначенных проблем. Причем использовать для этого не только бюджетные средства, но и инвестиции со стороны, проводить конкурсы и тендеры. Например, надо отремонтировать сельский водопровод. Есть условия, есть проект, известна сметная стоимость. Объявляется конкурс – и тот, кто предлагает самые выгодные условия, при качественном исполнении, становится победителем и подрядчиком проекта.

По мнению В. Алексейчика, инженерные сети должны всегда оставаться в собственности муниципальных образований. Однако они могут передаваться в управление и использование предприятиям, которые готовы вложить средства в реконструкцию и модернизацию этих коммуникаций.

Все это позволит выйти на создание программы модернизации инженерных систем, а также более широкой программы – восстановления жилищно -коммунального комплекса до 2010 года. Такой проект разрабатывается областной администрацией, и депутаты Законодательного собрания уже внесли свои предложения и замечания.

Второй блок вопросов, на котором остановился Вячеслав Алексейчик, – это энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

– Здесь предложены абсолютно конкретные, реальные мероприятия, – пояснил Вячеслав Валентинович, – которые необходимо осуществить, по возможности, уже в этом году. Прежде всего речь идет о разработке новой Программы энергосбережения, которой следует придать силу областного Закона.

Да, раньше у нас была разработана неплохая Программа энергосбережения. В ней, в статье 14, сказано: “Статья расходов средств на энергосбережение в областном бюджете является защищенной и подлежит исполнению в полном объеме”.

– Это положение, – с горечью продолжил депутат, – грубо было нарушено. Небольшие деньги – 6,5 миллиона, которые были предусмотрены на ее реализацию, остались неиспользованными и ушли на другие цели. А ведь эти вложения, по расчетам специалистов, должны были дать 14 миллионов рублей экономии.

Какие же предложения внес выше названный комитет по второму блоку вопросов? Первое – это регулировка и паспортизация котельных. Сегодня в области есть организации, которые делают регулировку мазутных и газовых котельных на хорошем уровне. При этом достигается до 10 процентов экономии топлива. Окупаемость этого мероприятия составляет от двух до четырех месяцев.

Второе предложение – оснащение приборами коммерческого учета предприятий и организаций области. Сегодня практически все муниципальные котельные на входе имеют счетчики воды и электроэнергии. А на выходе, например, в Ульяновске теплосчетчики и расходомеры горячей воды из 42 котельных стоят только на одной.

– Мы считаем, – заявил В. Алексейчик,- что все котельные должны быть в обязательном порядке оснащены приборами коммерческого учета не только на входе, но и на выходе – для учета поставки теплоэнергоресурсов потребителям.

Третье предложение – это оснащение объектов бюджетной сферы приборами учета холодной и горячей воды. Ульяновск в данном направлении провел очень серьезную работу, чего не скажешь в целом об области. Заместитель председателя комитета ЗС отметил в этом отношении настойчивую и целенаправленную деятельность зам. председателя комитета ЖКХ и энергетики мэрии Ульяновска Виктора Васильева. Во многом благодаря его усилиям в течение трех лет в областном центре теплосчетчиками было оснащено более 400 объектов бюджетной сферы. В реализацию этой программы было вложено 29 миллионов рублей, а сэкономлено 300 миллионов!

– К сожалению, – с грустью констатировал В. Алексейчик, – по вполне понятным причинам, сегодня Ульяновск не может продолжать работу по внедрению приборов коммерческого учета на объектах бюджетной сферы. Зато предпринимателям – дорога открыта!

В. Алексейчик очень подробно остановился на опыте Казани. Там оснастили жилой сектор приборами учета тепла, газа, холодного и горячего водоснабжения. Они устанавливаются на входе указанных коммуникаций в жилой дом, а принцип оплаты примерно такой же, как за коллективную телеантенну.

Такой системой приборов учета сегодня оснащены Казань, Набережные Челны, проводится активное внедрение ее в других городах Татарстана. Результаты показывают, что это очень выгодно. Жильцы при такой системе экономят 10, 20, а то и более процентов денежных средств! А те, кто не согласен, пожалуйста, ставьте за свой счет приборы индивидуального учета – никто не запрещает.

При внедрении приборов учета сразу “вылезает” проблема потерь. В самом деле, если температура теплоносителя на выходе от ТЭЦ, к примеру, 100 градусов, а на входе в здание 60, нетрудно подчитать, сколько тепла улетело в атмосферу.

– Чтобы не было никаких иллюзий, – сообщил В. Алексейчик, – потери энергоресурсов, особенно тепла, в нашей стране достигают до 40 процентов. Причины здесь разные, и это отдельная большая тема для разговора.

Все, что было сказано выше, – это о наведении порядка в учете. Однако комитет по промышленной политике ЗС предложил ряд мероприятий, которые напрямую направлены на экономию теплоэнергетических ресурсов. Так, в Ульяновском политехническом институте, в высотном корпусе 100 метров длиной, внедрена и работает система оптимизации теплоснабжения. Эта разработка ученых из Новосибирска, которая окупается примерно за год, позволяет выровнять температуру воздуха по всему зданию. Она создает комфортные условия для сотрудников УГПИ и позволяет значительно экономить теплоэнергетические ресурсы.

Что конкретно предлагает выше названный комитет Законодательного собрания области? В первую очередь оснастить новосибирской системой высотный корпус Ульяновской центральной больницы, а в перспективе и другие лечебные учреждения.

Следующее базисное предложение – разработка областной Программы энергосбережения до 2010 года.

Есть идея о внедрении так называемых нижеструйных газовых горелок, которые позволяют получить в тех же самых котельных значительную экономию топлива.

– Мы предлагаем, – сказал В. Алексейчик, – оборудовать ими одну из котельных Ульяновска. Посмотреть, какой будет эффект, и потом распространить опыт в рамках Программы энергосбережения. О том, что это очень выгодное предложение, нам известно. Однако одно дело теория, другое – практика. Здесь должен быть убедительный демонстрационный объект.

Другое предложение – внедрение поршневых электростанций. Они обеспечивают потребителей теплом и горячим водоснабжением, как обычные котельные, но при этом еще и вырабатывают электроэнергию.

Вячеслав Алексейчик поведал также журналистам об идее создания единой электронной площадки по обеспечению закупок для региональных и муниципальных нужд, организации открытых торгов и так называемых редукционов по опыту Татарстана. Он осветил ряд других актуальных для Ульяновской области проблем, исчерпывающе, с привлечением многочисленного фактического материала, ответил на многочисленные вопросы журналистов.