ЖКХ: удобно, надежно, выгодно?

При замене натуральных льгот на денежные компенсации не тронули жилищно-коммунальные услуги. Потому что в ЖКХ накопилось столько неясностей, что ни чиновники, ни Госдума и Совет Федерации пока не решились ничего изменять, хотя перемены давно уже назрели.

ГЛАВНОЕ — КОНКУРЕНЦИЯ

Невозможно снизить стоимость и повысить качество содержания жилья без демонополизации ЖКХ и развития конкуренции во всех сферах деятельности. Этим проблемам было уделено много внимания на международной конференции «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России», состоявшейся в Санкт-Петербурге в ноябре минувшего года с участием представительной делегации из нашего региона.

Мы привыкли считать ЖКХ гиблым местом. Но к этому сектору экономики неспроста уже проявили повышенный интерес холдинговые группы «Интеррос» и ОАО «Стальная группа «Мечел». А в Питере иностранцы на равных с российскими фирмами участвуют в тендерах на проведение реформирования ЖКХ.

Созданное РАО «ЕЭС России» дочернее ОАО «Российские коммунальные системы» активно занимается переходом к частному управлению муниципальными коммунальными инфраструктурами, выстраивая договорные отношения с местной властью.

РАО «ЕЭС России» у большинства из нас ассоциируется с «отцом ваучера» Анатолием Чубайсом. И, должно быть, негативная реакция невольно переносится и на «РКС». Уже первые результаты, полученные в Волгограде, обнадеживают. Задолженность за энергоресурсы погашена. Имущество практически обанкротившихся муниципальных предприятий, арендованное ОАО «Волгоградские коммунальные системы», заработало с невиданной эффективностью.

И вот «горячая линия», проведенная в октябре, подтвердила высокий класс «чубайсовской дочки». 71 процент горожан отметили улучшение качества сервиса. Выходит, незачем бояться олигархов, если они приносят реальную пользу.

СПАСЕНИЕ ЖКХ — В АКТИВНОСТИ ТСЖ

Но приток инвестиций в ЖКХ вряд ли кардинально изменит ситуацию.

На форуме в северной столице говорилось еще об одном важном направлении — об объединении собственников жилья в товарищества (ТСЖ), что позволит усилить защиту прав населения и повысить качество услуг.

По официальным данным, около 70 процентов жилфонда страны в частной собственности (в том числе более 40 процентов — в многоквартирных зданиях).

А право собственности на жилую недвижимость подразумевает не только право собственника управлять ею и пользоваться коммунальным сервисом. В частности, ТСЖ притягательно тем, что позволяет собственникам в интересах товарищества рационально эксплуатировать подсобные помещения и подвалы, получая от этого выгоду.

Но у собственника остается и обязанность содержать недвижимость! Однако как реализовать этот пункт, если основополагающий закон о ТСЖ провозгласил принцип добровольности их создания. Допустим, когда один собственник не участвует в управлении общей недвижимостью, то тем самым он ущемляет права других, поскольку потребление услуг в многоквартирном доме носит коллективный характер.

Членство в уже созданном объединении обязательно везде, включая СНГ, кроме России. Быть может, продолжающаяся «смычка» с западным миром подтолкнет Госдуму к разумной переделке законов? Законодательная инициатива может исходить и из нашего региона.

КАК ПРИМЕНИТЬ ЗАКОН?

К слову, по закону о ТСЖ домовладельцы и наниматели жилья в кондоминиумах обеспечиваются социальной защитой в рамках действующего законодательства и местных решений. Это означает передачу ТСЖ «установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты», а также «предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Так что субсидии и льготы должны предоставляться товариществам, что стимулирует сплочение собственников.

К сожалению, решение вопроса о финансировании закон оставляет за структурами, осуществляющими названные меры социальной защиты. А посему нормы закона носят для муниципальных образований рекомендательный характер. И зачастую местные власти недооценивают, насколько важна поддержка ТСЖ в условиях коммунальной реформы.

ЧТО МОГУТ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

Тем не менее реформирование ЖКХ все же идет по инициативе и при поддержке органов местного самоуправления в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Тюмени, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми и ряде других городов.

В Димитровграде пришли к выводу: на проблемы ЖКХ следует «наступать» по двум направлениям. Во-первых, в бюджете надо зафиксировать абсолютно все расходы, связанные с жилищно-коммунальными услугами. А во-вторых, была принята целевая программа по снижению себестоимости этого сервиса. Убирая многие непроизводственные расходы, стали косвенно влиять на формирование тарифов.

Автоматические выключатели, установленные в подъездах, чтобы гасить свет, когда он не нужен, окупились всего за полгода. Ведь было сэкономлено 100 тысяч рублей на внутриподъездном освещении! И боязни частников у димитровградцев нет. К примеру, на пять лет отдана в аренду одна из ведущих котельных. А чтобы цены не взлетели, ситуация в ЖКХ постоянно под контролем у муниципалитета.

Программа поддержки ТСЖ, по обыкновению, начиналась с создания в городских администрациях специального подразделения, уполномоченного вести работу с ними. К примеру, разрабатывать нормативные документы, определять принципы поддержки ТСЖ и взаимодействия их с администрацией, обучать и консультировать председателей и членов правлений.

Крайне важны финансовые стимулы. Например, в Рязани определяющим фактором роста числа ТСЖ стала передача им дотаций на содержание и ремонт жилья. В Перми стимулом для создания ТСЖ служит передача им средств на капитальный ремонт. В Новочеркасске значительную роль играла возможность немедленной компенсации наличными средствами субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставленных ТСЖ своим членам.

Хочется, чтобы слово ЖКХ ассоциировалось в нашем представлении об этой отрасли со словами: удобно, надежно, выгодно. Так почему бы этому не быть во всех городах и районах Ульяновской области?