О нем сложены легенды

В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне ульяновцы отмечают 100-летие со дня рождения своего земляка, прославленного лётчика, дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина.

В фондах Центра документации новейшей истории Ульяновской области бережно хранится большое количество документов об И.С. Полбине: личное дело, фотографии, плакаты, письма жены, мемуары военоначальников. В 1985 году жена Ивана Семеновича передала воспоминания полбинцев В.И. Зуйко, М.Н. Тупицина, В. Н. Фомина, Е.Д. Черемисиной и др. Читая и анализируя эти документы, приходишь к выводу, что к своему подвигу герой шел всю свою жизнь.

Родился Иван Семёнович Полбин в Симбирской тюрьме, куда его мать, малограмотная крестьянка, была помещена за то, что после январских кровавых событий выступила на сельской сходке. Она не могла примириться с тяжелой батрацкой судьбой, хотела иной жизни себе и своим детям.

Когда мальчику было 7 лет, умер отец. Он с детства познал тяжелый труд батрака, поденного рабочего. На вопрос анкеты о том, с какого возраста живет своим трудом, Полбин отвечал: “С двенадцати лет, по найму”.

Физическая работа закалила, приучила не пасовать перед трудностями. Имея большую тягу к знаниям, Полбин поступил сначала в Скугареевскую профтехшколу, затем в Карлинскую школу 2-й ступени. Здесь он вступил в комсомол, включился в активную общественную работу.

В июле 1929 года по путёвке райкома партии И. Полбин поступил в школу военных летчиков в г. Вольске . Сбылась заветная мечта матери: её сын получил образование, стал лётчиком. Иван служил в авиачастях на Дальнем Востоке, командовал эскадрильей. С 1939 года – командир бомбардировочного авиаполка, успешно действовавшего в боях на р. Халхин-Гол.

Его однополчанин Василий Николаевич Фомин вспоминал: “Я Полбина знал по совместной службе. Прибыл он к нам в полк во время боевых действий у р. Халхин-Гол, стройный, подтянутый, с отличной командирской выправкой и хорошей летной подготовкой. Полбин был отличным летчиком, он летал днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Эскадрилья, где он был командиром, состояла из молодых летчиков, штурманов и стрелков-радистов, и ее называли комсомольской. Быстро он подготовил их для ведения боевых действий, и сам лично водил группу в бой”. За отличные боевые действия и умелое руководство эскадрильей Иван Семенович был награждён орденом Ленина.

В 1941 году бомбардировщики его полка внесли очень весомый вклад в военные операции под Смоленском, Москвой, Сталинградом. В период с 1941 по 1942 г. авиаполк под командованием Полбина произвёл свыше 3000 боевых вылетов, из них 830 ночью. В боях под Сталинградом Полбин, руководивший действиями всего двух самолетов, уничтожил крупный вражеский склад горючего на ст. Морозовская, снабжавший немецкие самолёты. За этот подвиг 23 ноября 1942года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однополчане вспоминают, что И.С. Полбин был строгим, но справедливым командиром. Будучи командиром дивизии, а затем корпуса, он организовывал жизнь подчиненных ему частей так, что лётчики могли и в боевой обстановке учиться, совершенствовать свое мастерство. “Делай, как я” — вот девиз, которого он придерживался сам.

Имя нашего земляка, дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина в годы Великой Отечественной войны было легендарным. Выдающийся летчик-новатор, он разработал и применил на практике ряд важных тактических приемов воздушного боя, обучил этому многих асов.

Маршал Советского Союза С.А. Красовский в книге “Жизнь в авиации” рассказывает о своих встречах с Полбиным перед Курской битвой. “С высокого бледно-синего неба доносится то нарастающий, то затихающий гул пикирующих бомбардировщиков. Адъютант Семен Павличев передает мне бинокль и говорит:

— Посмотрите, как прекрасно пилотируют. Чуть ли не отвесно.

Мы едем на аэродром полбинцев… Я подношу бинокль к глазам, становится отчетливо видно, как бомбардировщик выходит к расчетной точке и вдруг, будто с кручи, устремляется вниз. Замечаю, как одна за другой от машины отделяются черные капли. Это бомбы. Сейчас прогремят взрывы… Вслед за первым самолетом готовятся ринуться в пике второй, третий, четвертый…

Сверху, где ныряют бомбардировщики в пике, и почти у самой земли носятся истребители прикрытия. Молодец Полбин! И учебное бомбометание проводит под прикрытием истребителей… Не прими Полбин меры, “мессеры”, может быть, сунулись бы к бомбардировщикам. А тут попробуй!

Полбин сидел возле радиостанции с микрофоном в руках и что-то передавал экипажам, находящимся в воздухе. Это была вторая встреча. Первая произошла незадолго до моей поездки на аэродром, когда полковник представился мне как командир бомбардировочного корпуса.

— Где были последнее время? — поинтересовался я тогда.

— В Москве, инспектором при штабе ВВС. Три с половиной месяца только и выдержал…Работа оказалась не по моему характеру, и я снова попросился в действующую армию…

Говорят, что первое впечатление – не самое верное, но оно не обмануло меня. Широкая русская натура Полбина привлекала к себе людей многими качествами: смелостью, отвагой, неустанными поисками, творческим дерзанием…”

Его уважали за прямоту, откровенность, постоянную отеческую заботу о людях.

Из воспоминаний ветерана полбинского авиакорпуса Черемисиной Елены Даниловны: “В 1943 году я прилетела на фронт, командир нашего самолёта, как полагалось, доложил о завершении полёта. Здесь я впервые увидела Полбина. Позже его адъютант вызвал меня к командиру. Я очень волновалась. Это нетрудно было понять – прославленный лётчик, Герой Советского Союза, сам Полбин вызвал меня. Я вошла в кабинет. Навстречу из-за стола поднялся Иван Семенович, на груди его гимнастёрки сверкала звезда Героя Советского Союза.

— Ну что, на фронт прилетела? Будем вместе фашистов бить?

Я от смущения не могла выговорить и слова.

— Сколько тебе лет? — спросил И.С.

— 16, — ответила я.

-16? — в раздумье сказал Полбин. — Да, Родину защищать надо всем…

Несмотря на занятость, И.С. нашел время побеседовать со мной. В заключение он сказал: “Чаще пиши письма домой!» Так состоялась моя первая встреча с Полбиным. И мне навсегда запомнились его сердечность, доброта, забота о каждом из своих подчинённых. Позднее, когда наш корпус успешно бил врага, мы прошли Украину, Польшу, я часто видела И.С., нам приходилось разговаривать. Мы все знали, что в тылу у него жена, две дочери и сын. Он постоянно проявлял заботу о своей семье”.

Вот строки из писем жене и сыну.

Здравствуй, моя дорогая и любимая Маня!

Приветствую тебя и несчетно целую и крепко обнимаю!

Приветствую наше дорогое и замечательное потомство, крепко, крепко их каждого целую! Ведь они, вероятно, так выросли, так изменились, что трудно мне, находясь вдали, представить. А особенно наша самая младшая дочь Галочка! Надо полагать, что она мою внешность не запомнила и имеет смутное представление о своем папке-вояке.

Манек, срок нашей разлуки, конечно, уже большой. Я вполне понимаю твое и детей желание скоро встретиться! Сам я, дорогая, это желание понимаю, имею в размерах, трудно измеримых! Но я командир полка! И возможности, которыми подчас располагают мои подчиненные – поехать к семье, — не имею я!

Здоровье, Манек, хорошее! Чувствую себя прекрасно! И очень прошу за меня не волноваться! Береги свое здоровье, оно нужно впереди! Ведь таких ребят, как у нас, воспитывать, растить – можно гордиться! А это тоже потребует здоровья и сил!…

От Вити открытку получил. Радуюсь за него! Крепко целую сына! Расти достойным гражданином нашей страны! Похожим на своих родителей – общество не будет обижаться! Я в этом уверен! Привет, Манек, передай …Скворцову. Привет Тосе, маме!

Крепко вас целую, дорогие мои. Ваш Ваня.

08.04.1942 г.

Дорогой мой сын Витя!

Здравствуй, обнимаю, родной, и крепко, крепко целую!

21.06.44г., Витя, получил твое первое письмо, которое ты написал 25.03.44г. и в конце его нарисовал самолет-бомбовоз! Я бесконечно рад этому короткому, но для меня любимому содержанию! Благодарю, Витя, и еще раз целую в знак отеческой благодарности. Витя, через твое письмо я вспомнил свое детство, тяжелые условия жизни и учебы! И тем более я радовался твоему письму, потому что ты, Витя, первый из малышей нашей семьи начал постигать начало наук, общей грамотности. И, наконец, меня радуют твои успехи в учебе. Не надо успокаиваться на достигнутом! Старайся лучше учиться, добейся по всем предметам только хороших и отличных оценок. Настойчиво, с желанием занимайся по всей программе школьных занятий. Стремись каждую свободную минуту использовать для чтения детской художественной литературы. Прививай себе вкус к ней, вкус к книгам…

Ты просишь привезти тебе винтовку и пистолет. Все это будет. Только учись и занимайся прилежно, будь примерным мальчиком.

Витя, целуй за меня Людочку, Галочку, маму, бабу Полину. Передай всем большой привет от меня с фронта. К вам от меня выехал Масюк. Когда я пишу это письмо, он где-то в пути к вам. А когда придет письмо, он уже доедет до вас. Целую тебя, Людочку, Галочку, маму и бабу.

Пиши чаще! Я жду! Твой папа Ваня.

15.09.1944г.

В корпусе, которым командовал И.С. Полбин, выросла целая плеяда воздушных асов. О подвигах П.А. Плотникова, Е.С. Белявина, В.Н. Фака и многих других знали воины всех фронтов. Плотников был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Двадцати двум особо отличившимся летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. Тысячи солдат и офицеров награждены орденами и медалями Советского Союза.

Полбин безумно любил небо. Летное дело было смыслом его жизни. Об этих чертах в характере Полбина хорошо сказал И.С. Конев в своих записках, опубликованных в свое время в журнале “Новый мир”: “Дважды Герой Советского Союза генерал Полбин, командир гвардейского бомбардировочного корпуса, был храбрым человеком. Причем эта личная храбрость сочеталась у него с высокими командирскими качествами. Всю войну он продолжал летать на выполнение боевых задач, особенно когда это были крупные, ответственные или особо опасные…”.

И.С. Конев в конце войны приказал не пускать без его ведома генерала Полбина в полет. Он считал, что командир такого ранга должен руководить действиями частей и подразделений с командного пункта. Но Полбин, оценив всю сложность обстановки, решил лично вести девятку бомбардировщиков. Это был последний полет И.С. Полбина.

Вот как воспоминает о последнем вылете И.С. Полбина Маршал Советского Союза И.С. Конев: “…Аэродром Полбина был недалеко от Бреслау. Он видел, что происходило в Бреслау, и, видимо, глубоко переживал, что так долго не удается покончить с окруженной там группировкой. И вот однажды, когда командующий 8-й армией Глуздовский попросил Полбина поддержать авиацией, Полбин, прирожденный летчик, соскучившись без боевых вылетов, несмотря на запрещение, поднял девятку бомбардировщиков, сам сел в самолет и повел его на Бреслау. И надо же было такому случиться, что именно в этот вылет он напоролся на не зафиксированную ранее зенитную батарею. Сбитый прямым попаданием, его самолет был единственным из девятки. Сам же Полбин тем прямым попаданием был убит наповал”.

6 апреля 1945 года посмертно награждён второй медалью “Золотая звезда”.

Благодарные потомки чтят память нашего славного земляка. Оренбургскому высшему военному авиационному училищу присвоено имя И.С. Полбина, Иван Семёнович навечно занесен в списки 161-го гвардейского авиационного полка.

На его родине в с. Ртищево-Каменка (ныне с.Полбино) ему установлен бронзовый бюст. В городе Ульяновске в Засвияжском районе его именем названы улица и проезд. А при пересечении улицы Полбина и Западного бульвара открыта Мемориальная зона памяти дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина. Одна из улиц Москвы носит имя Полбина. В год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 8 мая 1985 года в г. Вроцлаве (Бреслау) в Польше в честь генерала И.С. Полбина открыта мемориальная доска.

Сегодня в с. Полбино Майнского района пройдут торжественные мероприятия, посвященные памяти легендарного генерала. В областном Краеведческом музее будет открыта специальная выставка.

В Центре документации новейшей истории подготовлена фотодокументальная выставка. Планируется проведение школьных уроков с учащимися гуманитарного лицея и курсантами военного суворовского училища.

Н. ЗАБАЛУХИНА,

начальник отдела Центра документации

новейшей истории.