Собор собираются строить по дешевке
Доведя противостояние сторонников и противников строительства Троицкого собора до точки кипения, епархия, наконец-то, собрала журналистов на пресс-конференцию. Разговор шел в течение двух часов и оставил ощущение, что инициативная группа уже не свернет с заданной цели, тем более что заручилась поддержкой губернатора Сергея Морозова. 9 марта на плащади Ленина состоится молебен в честь начала строительства храма. В то же время ни Владыка Прокл, ни другие члены Фонда возрождения СвятоТроицкого собора не смогли дать убедительного ответа на вопросы журналистов о средствах и сроках возведения здания.
По словам Владыки, если бы восемь лет назад губернатор Юрий Горячев передал епархии Германовский храм, где ныне находится архив, то Ульяновск давно имел бы кафедральный собор. Но епархии было отказано. Тогда взялись за строительство Спасо-Вознесенского собора, но областная администрация так и не дала обещанных денег, и строительство заморозилось. Владыка сказал, что у него сложились неблагоприятные отношения с отцом Алексием Скалой, под чьим руководством строился храм, договориться с ним не удалось. Исполнительный директор Фонда возрождения Свято-Троицкого собора Николай Пронин заявил, что они отцу Алексию предлагали помощь в строительстве, но он отказался, сказав, что это приходской храм и строить его он будет сам.
Так появилась идея построить новый, Троицкий. Два года собирали документы, прошли необходимые экспертизы, согласования. Документы в порядке, сказал Владыка и посетовал, что Ульяновск не город созидания, все благие дела разрушаются даже на уровне идеи. В противостоянии, возникшем вокруг Троицкого собора, он обвинил журналистов, приведя в качестве аргумента цифры социологического опроса: из тысячи опрошенных жителей Ульяновска 85 процентов ответили, что они — за строительство храма. Краевед Сергей Петров возразил, что вопрос в анкете был составлен некорректно и звучал: «Вы не против строительства храма?». Никто и не против. Вопрос в том, где его строить, за какие деньги и в какие сроки?
Получить конкретные ответы на эти же вопросы хотели и журналисты.
Николай Пронин заявил, что храм будет строиться на пожертвования, и люди, пока не увидят, что работа началась, деньги в Фонд не понесут. Сегодня на счету Троицкого собора шесть миллионов рублей, столько необходимо для возведения фундамента. Директор Управления механизации-2 Анатолий Олейник сказал, что ульяновские предприятия готовы внести свой взнос в строительство стройматериалами, и они уже имеются на сумму 30 миллионов рублей, предполагается, что эта сумма будет освоена до конца года. Заявляется, что собор будет стоить 110 миллионов рублей. На взгляд местных архитекторов, подозрительно малая сумма: есть данные, что церковь подобного размера в Самаре и мечеть в Казанском кремле обошлись в 1,5 миллиарда рублей каждая. Такие суммы на Троицкий собор Ульяновску в жизни не собрать, значит, опасения, что возводится еще один долгострой, небезосновательны. Автор проекта собора архитектор Сергей Кангро утверждает, что строить будут из дешевых материалов. Нам бы тоже хотелось иметь дорогой храм, говорит Владыка, но … В общем, выяснилось, что внутреннее убранство храма, иконостас, которые в христианских храмах стоят не дешевле стен, в сумму 110 миллионов не входят. Из-за подобных «мелких» недосказанностей, собственно, и рождаются большие подозрения, заявили журналисты.
Николай Пронин заверил, что в Фонде будет работать ревизионная комиссия, которая станет отслеживать каждый поступивший рубль.
Краевед Борис Аржанцев возвысился над разговорами о материальном, сказав, что возведение Троицкого собора объединит жителей Ульяновска, «с появлением храма у нас начнется светлая жизнь».
Алсу ИДРИСОВА.
Р.S.:
Кстати, о Германовской церкви: как удалось выяснить «СК», год назад подписан договор о передаче этого здания епархии. Через два года епархия вступит в права владения.
Правда, до сих пор не ясно, куда денут размещенный там областной архив.