Слепая любовь

В Ульяновске уже несколько лет существует уникальная семейная пара. Супруги НИКОГДА не видели лиц своих «половинок». Андрей и Наталья Ванькины – инвалиды первой группы по зрению……

АНДРЕЙ

Андрей родом из Кузоватова. Он учился в обычной школе, занимался спортом, гонял мяч. Но в 12 лет с его глазами начало что-то происходить… В 5-м классе он еще мог читать без очков. Потом читал в очках, потом с линзой. Потом через очки и линзу. На каникулах после 9-го класса он в последний раз самостоятельно прочитал книгу. На тех же каникулах в последний раз поиграл с пацанами в футбол.

10-й класс он уже заканчивал с помощью матери. Та читала ему учебники, а он запоминал. Мама была его глазами… Школу Андрей закончил с «пятерками» по литературе, биологии и истории.

Сейчас он рассказывает об этом даже слишком спокойно. Говорит, что, так как потерял зрение не в один момент, а постепенно, то успел свыкнуться со своим недугом. Но я ему не верю… Вспомните себя в 16 лет, когда перед вами лежал весь мир, и казалось, что достаточно протянуть ладонь, чтобы он стал вашим. И в этот момент в жизнь Андрея вошла… ТЕМНОТА.

После окончания школы серьезной проблемой для Андрея стал вопрос трудоустройства. Парень он образованный и начитанный, вставать на конвейер на предприятии Всероссийского общества слепых не хотелось. Он мечтал продолжить образование. Поэтому, когда узнал, что при ульяновском фармучилище открылась специальность, где готовили слепых массажистов, поехал в Ульяновск, не задумываясь. Для него это была единственная возможность.

НАТАША

Наташа родом из подмосковного Щелково. Проблемы со зрением начались у нее еще с рождения. Сначала был спецсадик, потом спецшкола. Она получала образование по книгам, написанным шрифтом Бройля. Единственное, что она пыталась читать глазами, это детские книги с большими буквами. Наташа брала лупу и, низко склонив голову, читала их «носом». А однажды, в 11-м классе, Наташа проснулась и «увидела» вокруг темноту. Сначала подумала, что вот как хорошо: за окном еще ночь, и можно поспать часок-другой. Но тут услышала голос: «Вставай, уже утро».

Поначалу окружающая темнота девушку шокировала. Было дико смотреть под ноги и ничего там не видеть, слышать, что рядом кто-то говорит, но не иметь возможности разглядеть человека. Через месяц девушка привыкла…

– Мыслей о том, что мир рухнул, никогда не было, – говорит Наташа. – Наверное, потому, что рядом были друзья. И было любимое дело: последние два года в спецшколе я изучала массаж и уже решила, кем хочу стать. Вопрос стоял лишь в том, какое из существующих на тот момент в России подобных учебных заведений выбрать – Питер, Кисловодск или Ульяновск. Остановились на Ульяновске…

ЗНАКОМСТВО

Когда Наташа приехала в Ульяновск, Андрей уже закончил первый курс. Их встреча произошла 28 августа 2000-го года.

Наташа сидела в своей комнате в общежитии и готовилась к первому занятию. Раздался стук, и в гости зашел парень, комната которого находилась точно под комнатой Наташи. Это был Андрей. Он услышал, что приехала новая девочка, и зашел, как он говорит, «узнать, кто наверху будет пятками топать». Ребята поговорили об учебе, разошлись, а через день Андрей пришел снова. А потом еще и еще…

– До этого я с девушками не общался, – рассказывает Андрей, – комплексовал из-за зрения. А тут… Услышал Наташин голос, поразился ее веселому нраву, манере общаться, и в первую же встречу решил: «Она должна быть моей!». В октябре понял, что влюблен, что без Наташи не могу. Хотя друг по комнате мне и говорил: «Брось! Она не для тебя!».

– Поначалу я от Андрея бегала, – делится Наталья. – В отличие от него, я проблем в общении с противоположным полом никогда не испытывала. В спецшколе мальчишки за мной постоянно ухаживали. Я, правда, им много не позволяла: когда они начинали требовать от меня поцелуев – тут же их бросала. Девчонки мне говорили: «Ты пацанам только голову кружишь!»… От Андрея я тоже подобного ожидала. Он мне все шоколадки приносил, а я их другим отдавала. Но время шло, а Андрей не менялся. Мы много общались, хорошо друг друга узнали. Стали настоящими друзьями. И к марту я поняла, что лучшего парня, чем Андрей, просто не существует. И считаю так до сих пор!

– Слепым найти свою «половинку» даже немного проще, – продолжает Наташа. – Мы не обращаем внимания на внешность. Ведь часто бывает такое: снаружи человек яркий, а внутри у него нет ничего! Мы не отвлекаемся на внешность, а чувствуем душу…

СВАДЬБА

Из цветов Наташе больше всего нравятся розы – своим запахом и хризантемы – большой цветочной шапкой. 21 февраля 2002-го, в свой день рождения, Андрей купил три хризантемы и пришел к Наташе делать предложение. Наташа, не раздумывая, согласилась. Свадьба состоялась 16 ноября того же года. На обручальные кольца были переплавлены золотые сережки и кольцо матери Наташи. На свадьбу ребята истратили все свои сбережения. На последние 20 рублей купили пакет сметаны, а утром Андрею не хватило денег даже на «выкуп» невесты. Пришлось раскошеливаться друзьям.

Когда Андрей «выкупил» будущую супругу и повел ее к машине, посмотреть на счастливую пару высыпало все общежитие…

– Почему именно 16 ноября?

– Мы долгое время скрывали, что Андрей сделал мне предложение, даже от родителей, – говорит Наташа. – Хотя они, наверное, обо всем догадывались. Например, раньше Андрей чуть ли не каждую неделю ездил домой, а тут стал проводить выходные со мной… А потом Андрей окончил учебу, и я больше всего боялась, что он уедет в Кузоватово. Но он остался. И, наверное, тогда я окончательно все для себя решила – пора готовиться к свадьбе… Когда мы пришли подавать заявление, на нас смотрели, как на ненормальных: «Как же вы заявление писать будете?»…

Ну, а почему именно 16 ноября? Все слова у меня ассоциируются с какими-то образами. Например, слово «Андрей» – это что-то прочное, устойчивое, в форме трапеции, с бархатистой поверхностью, буроватого цвета. Точно также и слово «шестнадцать» – это что-то очень красивое и светлое…

– Родители не были против вашего союза?

– Изначально моя мама хотела, чтобы я вышла замуж за зрячего, – говорит Наташа. – Сильно переживала, все говорила, что не представляет, как это, завязав глаза, можно выполнять работу на кухне. Но сейчас даже гордится мной. Говорит всем, что ее дочь – самый мужественный человек на свете.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Наташина мама беспокоилась напрасно. С домашней работой Наташа справляется блестяще – комната, в которой живут Ванькины, так и сияет чистотой. Все на месте, все прибрано. А, казалось бы, что проще – махнуть на беспорядок рукой, потому что его просто не видно…

Однажды в трамвае какой-то мужчина сказал Андрею: «Ты так чисто и аккуратно одет. Наверное, с мамой живешь?». «С женой», – ответил Андрей. «Золотая у тебя жена!» – воскликнул мужчина. А Андрей про себя подумал: «Если бы вы знали, что она тоже слепая…».

Самая тяжелая проблема для ребят кроется не в домашней работе, а во внешнем мире. Андрей работает массажистом в городской больнице №3 на ул. Хрустальной, Наташа преподает массаж в своем колледже. По пути на работу Андрею нужно перейти четыре больших дороги, Наташе – три.

– Водители сейчас не останавливаются даже перед зрячими, – вздыхает Андрей. – Что уж говорить о слепых? В прошлом году украли люки с колодцев. Наташа в один провалилась, получила травму…

Люди по-разному относятся к молодым людям, что идут, взявшись за руки, постукивая перед собой белыми тростями. У кого-то это вызывает сострадание, а у кого-то…

– Нас постоянно обманывали на рынке, – говорит Наташа. – Подсовывали горелый, порченый товар. Обидно до слез… Потом еще эти купюры. На новых специальные знаки для слепых чувствуются, на чуть потрепанных – уже нет. Поэтому, когда мы получаем зарплату, просим кассира разложить купюры по достоинству. И раскладываем их в разные карманы. А когда расплачиваемся, стараемся давать так, чтобы сдачу нам вернули «десятками» – меньше не подсунут…

Однажды прихожу в магазин, прошу показать мне тапочки. Мне говорят: «Идите туда-то, там витрина с тапочками». Я подхожу, а она стеклянная. Прошу открыть, а мне в ответ: «Она не открывается!». Люди просто не понимают, как это – не видеть, не понимают, что для того, чтобы купить товар, мне нужно его ощупать…

Но не везде так относятся к Ванькиным. Есть несколько магазинов, где все совсем по-другому. В эти магазины они и ходят. Например, в магазин «Провиант», что на ул. Пушкарева. Увидев их, охрана сразу же вызывает для ребят индивидуального провожатого, который ходит с ними, читает надписи на продуктах, подает, советует… Так же к ребятам относятся в магазинах «Симбирский пассаж» на ул. 12 Сентября и «Сфера» в 19-м микрорайоне.

ФИЛОСОФИЯ

Самая большая мечта Ванькиных – завести детей. «Двоих!» – говорит Наташа. «Чем больше, тем лучше!» – считает Андрей. Но мечта эта не реальна. Для нее, как минимум, нужно свое жилье… Другая мечта Ванькиных – завести собаку-поводыря. Но по правилам общежития держать собаку в комнате строго запрещено. Снова все упирается в жилье.

– Мы ходили в администрацию, хотели встать на социальную очередь. Нам сказали: «Вы прописаны в Кузоватово, там и вставайте! А в Ульяновске вы можете жилье только купить», – говорит Андрей.- Но в Кузоватово и для здоровых-то нет никакой работы! Мужики с утра пораньше садятся на электричку и едут в Сызрань, женщины живут сбором ягод, грибов, огородом. Нам там просто не выжить…

Но, несмотря ни на что, ребята все равно счастливы. Андрей после работы занимается… борьбой! Говорит, что на ковре может много такого, чего многие здоровые не могут. Наташа вяжет, шьет мягкие игрушки. Ребята считают, что у каждого человека своя судьба, и они свою судьбу нашли!

– Когда нас называют инвалидами, нам становится даже немножко неудобно, – говорят Ванькины. – Ну, какие мы инвалиды? Мы нормальные, работоспособные и счастливые люди! Мы не чувствуем себя ущемленными… Да, у нас есть трудности. Но жизнь-то только одна, и она продолжается! Главное – радоваться каждому дню. Решаемые проблемы – решать, а не решаемые – принимать как данность. В этом главная «стратегия» нашей жизни!

Согласитесь,

очень мудрые слова…