«Она не расстрельная, но очень сложная»

Переход Александра Иванова с должности главного федерального инспектора (ГФИ) на должность первого заместителя главы обладминистрации хоть и не стал совершенно неожиданным, однако до сих пор не все понимают, зачем это нужно самому Иванову.

ГФИ – звено президентской вертикали, того сектора власти, где в данный момент сосредоточено наибольшее влияние. В определенном смысле это общегосударственная структура, администрация – уровень региональный. Так зачем? Об этом и о многом другом – в интервью Александра Иванова «Симбирскому курьеру».

– Александр Юрьевич, в администрации Вы занимаетесь социальной сферой еще не успели пожалеть, что согласились на это направление?

– А в чем может выражаться такая жалость?

– Социальную сферу принято считать расстрельной…

– Она не расстрельная, а наиболее проблемная. Но, может быть, и интерес-то – в сложности проблем, тем более что эти четыре года в должности главного федерального инспектора не были потрачены зря. И та аналитика, и попытки найти варианты решений – были продуманы. Мотив для перехода в администрацию был такой: я вижу эти проблемы, понимаю, как они должны решаться, и готов реализовать свой вариант решений. Других мотивов не было. По статусу должность главного федерального инспектора не ниже, по условиям работы – не хуже. Но там функционал уже устоялся, расширяться он вряд ли будет, скорее всего, будет, наоборот, сужен – до функций контроля. У меня же сейчас появилась возможность влиять на положение дел в сфере, за которую я отвечаю.

– Почему именно социалка?

– Социальные вопросы для меня не новые. Собственно говоря, это решение главы администрации с именно таким разделением – два первых заместителя – и основывалось на том, что предшествующий опыт моей работы был связан с социальным направлением. Упрощенно разделение функций пытаются трактовать как зам по доходам и зам по расходам, но это не совсем так. Кроме социальной политики, в моем ведении политика региональная и взаимодействие со СМИ. На меня же как первого заместителя замыкается отдел по связям с федеральными органами власти, вопросы взаимодействия с силовыми структурами, правопорядок, антитеррор. Со многим из перечисленного я плотно соприкасался и будучи главным федеральным инспектором. Кроме того, именно по части этих направлений Приволжского федерального округа здесь, в Ульяновской области, реализовано несколько серьезных проектов. Это и проект «Культурная столица», который стал основой продвижения Димитровграда в общественно-политической сфере, и поддержание социальных инициатив через развитие так называемого третьего сектора, некоммерческих общественных организаций, и активное использование новыхинформационных технологий для информирования о работе власти.

– Вы имеете в виду интернет?

– Его тоже. Аппарат главного федерального инспектора был одним из первых, кто презентовал в интернете свой сайт, показывая пример новой открытости и доступности органов власти.

Межрегиональное взаимодействие – это тоже окружная тема.

Буквально на днях, когда в Ульяновске была заместитель полпреда Глебова, было озвучено, что при полпредах создаются экономические советы.

В рамках этих советов будет обсуждаться стратегия развития регионов, подводиться итоги социально-экономического развития округа, отрабатываться взаимодействие субъектов федерации, входящих в округ, и это новое направление деятельности областной администрации.

– С момента Вашего назначения первым заместителем прошло полтора месяца, что-то определенное уже было предпринято?

– Многое пока касалось чисто организационных вопросов, перехода, формирования структуры, набора кадров. Прошли значительные сокращения. Вместо департаментов информационной и региональной политики создан департамент общественных связей. Людей стало на порядок меньше, а работы, я считаю, на порядок больше. Запущены все процедуры, связанные с реформой местного самоуправления.

– Пока, по-моему, эта реформа – темный лес и мало кто что понимает, особенно на селе.

Вам не кажется?

– Задача действительно серьезная, даже глобальная. 29 мая должны пройти выборы во всех муниципальных образованиях области, кроме Ульяновска, Димитровграда и Барыша. Этих образований-поселений – больше 160, избрать предстоит 1800 депутатов. Все поселения должны будут разработать свои уставы и другие нормативно-правовые акты, разработать бюджеты, чтобы с 1 января 2006 года жить по новым правилам.

– Людей на селе будут как-то учить этому?

– Определили пока следующим образом. Сейчас мы реализуем все процедуры, связанные с выборами. Затем остается полгода для разработки уставов и прочих документов. 29 мая будут выбраны и главы поселений, но к исполнению своих обязанностей они приступят только с начала следующего года.

После выборов мы будем знать, кто эти люди: у нас будет время их обучить и к 1 января вручить им весь пакет нормативных документов и просчитанные бюджеты.

– А что конкретно с социальной сферой?

– С ней для меня немного проще, поскольку есть зам главы, который курирует Управление образования, здравоохранение, Комитет по физкультуре и спорту (речь об Игоре Тихонове. – Ред.). Там есть свои проблемы, в частности, с тем же 122м законом. Кроме монетизации, этот закон затрагивает, например, и вопрос разделения по зарплате бюджетников между областью и муници пальными образованиями. Сейчас мы это еще не трогаем, но уже в этом году должен быть принят соответствующий областной закон. Требует 122-й закон и большого межведомственного взаимодействия. Например, в деле предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сейчас это в ведении департамента по ЖКХ, но будет передано социальной защите. У нее есть база льготников, до конца года она должна будет организовать работу по персонифицированному учету всех получателей субсидий. Эти деньги будут перечисляться не предприятиям ЖКХ, как сегодня, а на банковские счета граждан.

То есть человек будет сам их получать и сам оплачивать коммунальные услуги. В каком-то смысле это тоже монетизация, но уже субсидий.

– От слова «монетизация» многие продолжают вздрагивать…

– Стратегию закона я лично считаю правильной, но механизм его исполнения не был проработан. Это показало и его внедрение в сфере транспортных льгот, и вот сейчас продолжает показывать сфера обеспечения льготников бесплатными лекарствами. Случилось то, чего не ожидали. За прошедшие два месяца в Ульяновской области, например, льготных рецептов было выписано в шесть раз больше, чем обычно.

Представляете, что это значит. Например, что стало бы с транспортом, если бы пассажиропоток одномоментно вырос в шесть раз? Образовалась бы толкучка. К тому же есть проблемы и с поставками медикаментов.

– Льготников пытаются обвинить уже в том, что полученные ими бесплатные лекарства они якобы продают или же делятся с родственниками. Это установленные факты?

– Не знаю, но даже если такие факты и имеют место, винить льготников тут не в чем, никаких законов они не нарушают. Если таковы сегодня правила игры, значит, они таковы.

– Кто в администрации определяет информационную политику?

– Определяет ее департамент общественных связей, но я бы отошел от прежнего понимания этого термина. В старом представлении определять информационную политику значило: «этого мочить, этого хвалить, об этом не упоминать, факты представлять вот таким образом», и, открывая областные газеты, мы это видели. Я же в понятие «определять информационную политику» вкладываю другое. Во-первых, доступность информации о деятельности областной администрации. Мы это видим, хоть и понимаем, что есть издержки. Тем не менее – на аппаратные совещания по понедельникам вход открыт не только журналистам, но и другим людям, общественным деятелям, например.

На этих совещаниях говорится о работе администрации за прошедшую неделю, говорится об основных проблемах, причем звучат они там остро, намечается план работы на предстоящую неделю. Это привлекает внимание СМИ. В понятие доступности власти входит, конечно, и возможность СМИ контактировать с конкретными работниками администрации. На мой взгляд, больших проблем с этим тоже нет, просьбы об организации интервью, подготовке материалов исполняются. Ну и, конечно, в понятие информационной политики я вкладываю акцентирование на тех вопросах, которые в данный момент актуальны.

– А любимый властью пиар?

– Необходимость примитивного пиара для завоевания благорасположения избирателей отпала – выборов губернатора не будет. Будет оценка его деятельности, а это не то же самое. Это нечто другое, чем борьба за любовь избирателей.

Оценка дается не за публикации, а за дела.

– Если не ошибаюсь, в Пермской области власть не имеет своих СМИ, а материалы размещает по конкурсу и оплачивает их тем СМИ, которые его выигрывают.

Нет мыслей перенять этот опыт?

– Вообще говоря, это идеальный вариант, Пермь в плане прогрессивных новаций во многом идет впереди. Это совершенно цивилизованная форма. Кстати говоря, и президент ведь неоднократно заявлял, что не должно быть прямого финансирования властью СМИ. Ситуация изменилась бы кардинально. Есть понимание, что должны быть сделаны акценты, они делаются, но не в форме указаний учредителя газете, а проведением конкурса на освещение определенной темы. И за это идет оплата. В остальном СМИ будут искать своего читателя, зарабатывать.

Над этим пока думаем.