УАЗ возьмет с собой только проверенных

Предприятие «Северсталь-авто», в которое входит Ульяновский автомобильный завод, в 2004 году сумело обойти японскую «Тойоту» по уровню рентабельности EBITDA.

Такие результаты отчетности огласило на днях руководство российского автохолдинга. Термин EBITDA означает прибыль предприятия до уплаты налогов, процентов по займам и амортизационных отчислений. Так вот, рентабельность «Северсталь-авто» составила 14,6 процента, тогда как у самой прибыльной автокорпорации мира «Тойоты» – она колеблется на уровне 13-14 процентов. Наиболее успешными в истории компании назвал прошлогодние результаты «Северстальавто» ее генеральный директор Вадим Швецов. Чистая прибыль, например, достигла 1,34 миллиарда рублей.

В основе достижений, по словам Швецова, лежит программа сокращения издержек, которая успешно осуществляется на обоих заводах автохолдинга – Заволжском моторном и Ульяновском автомобильном. На УАЗе в прошлом году на этом сэкономили 227 миллионов рублей. Одну из ведущих ролей в снижении издержек играет постоянное совершенствование системы закупок комплектующих, демонополизация поставок.

УАЗу удалось сократить долю безальтернативных поставщиков с 42 до 4 процентов. А уровень дефективности покупных комплектующих снизился на 48 процентов. Качество «начинки» в автомобиле имеет большое значение для потребителя.

Как добиться хороших деталей от смежников? Какова стратегия автозавода при закупке комплектующих? Об этом мы беседуем с директором ОАО «УАЗ» по закупкам, доктором экономических наук Александром Морозовым (на снимке).

– Александр Николаевич, «Северсталь» с самого прихода на ульяновский завод взялась за совершенствование системы закупок.

Были провозглашены «золотые принципы»: соответствие цены и качества комплектующих, снижение затрат при покупках, наличие альтернативных поставщиков по всем позициям. Теоретически все выглядит красиво, а как удается проводить это в жизнь?

– Через большие трудности. Причем не всегда проблема упирается в отношения между двумя предприятиями. В прошлом году, например, российская экономика понеслась, вопреки всем прогнозам. Энергоносители уголь, нефть, газ – дорожали на внутреннем рынке безудержными темпами, без каких-либо объективных причин. Государство почти не вмешивалось, хотя это ненормально. Черный металл в итоге показал рост 60 процентов. За ним потянулись болты, гайки, метизы, чья себестоимость на 90 процентов зависит от стоимости металла. Как тут снижать затраты на комплектующие? Как выходить из положения?

– И как же?

– Приходится повышать цену на свои автомобили. Но это лишь после использования внутренних резервов предприятия, экономии на всем, на чем можно, чтобы повышение оказалось минимальным. Иначе сразу упадет спрос. А мы, дирекция по закупкам, работаем в такой ситуации с поставщиками по специальной программе. Убеждаем их потерпеть, не гнаться за рентабельностью год-другой, но сохранить наши отношения для перспективы. Ведь если сегодня мы задерем цену на машины и они не будут продаваться, то и нашим поставщикам станет в итоге плохо. Один раз они сорвут куш, а дальше что?

– Кто может быть сегодня поставщиком УАЗа?

– Стабильно работающее предприятие, выпускающее качественную продукцию, готовое идти на разумные компромиссы и сертифицированное по системе менеджмента качества (СМК). Последнее требование мы сейчас ставим во главу угла. В прошлом году 132 поставщика УАЗа получили сертификат соответствия СМК, в 2005 году эту процедуру планируют пройти еще 67 предприятий. У автозавода требование жесткое: до августа сертифицироваться должны все наши партнеры, кто хочет продолжать сотрудничество. Иначе они не войдут с нами в 2006 год. Ведь все это в конечном итоге влияет на качество «уазика», за которое автозавод постоянно борется, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке.

Если поставщики не смогут выполнить наших требований по сертификации СМК, то будем искать альтернативных.

– Они находятся?

– Да. По закупкам неключевых и вспомогательных комплектующих мы всегда имеем альтернативу. Хотя порой находим ее за пределами России. Недаром на «УАЗе-Patriot», который начнем выпускать с июля, будет 20 процентов импортных компонентов. Этот вариант оказался для нас более приемлемым. Не исключено, что долю импорта увеличим, если это потребуется для развития уазовского модельного ряда.

С поставщиками ключевых комплектующих (металл, двигатель, коробка передач, сиденья и т.п.) у нас несколько иной метод работы. Заключаем долгосрочные контракты – на три и более лет. В них прописана динамика цен. И УАЗ, и его партнеры чувствуют себя при этом увереннее. Наши поставщики под эти контракты заключают договоры со своими поставщиками ресурсов – тоже долгосрочные, с фиксированными ценами. И все имеют некий запас прочности на перспективу.

Долгосрочный контракт – выгодная вещь и хороший рычаг. Вот в прошлом году металл хотя и подорожал значительно, однако поступал к нам низкого качества. Это увеличивало отходы, нашу трудоемкость из-за дополнительной обработки.

Объем дополнительных затрат автозавода вырос за год на миллион рублей. Кажется, что поделаешь: спрос на продукцию металлургов опережает предложение. Тогда УАЗ, устав мучиться, пригрозил своим поставщикам разрывом долгосрочных соглашений, упомянув, что конъюнктура на рынке стали за год вполне может измениться. Есть предпосылки. И металлурги пересмотрели свое отношение к нам, за последние полгода продемонстрировали положительную тенденцию. Они также согласились компенсировать допзатраты УАЗа по некачественномуметаллу, сейчас разрабатывается механизм компенсаций.

– Наряду с металлом одна из ключевых позиций автомобилестроения – двигатель. В конце января – начале февраля УАЗу пришлось даже останавливать конвейер из-за ценового спора между ЗМЗ и ГАЗом. Оба нижегородских предприятия простаивали, не в силах договориться, и УАЗ не получал моторов от ЗМЗ. Есть у автозавода проблемы и с «Волжскими моторами».

Какова ситуация с движками для «уазиков» на 2005 год?

– В прошлом году 87 процентов двигателей мы закупали на ульяновских «Волжских моторах» («ВМ»). В нынешнем объем закупок сократится где-то до 65 процентов (46 тысяч моторов). Дело не только в том, что «ВМ» в течение 2004 года несколько раз срывали поставки и неожиданно повышали цены на свою продукцию. УАЗ и «ВМ» связывают давние партнерские отношения, думаю, компромиссы мы смогли бы находить. Но УАЗ взял курс на производство новых внедорожников, которые комплектуются современными инжекторными двигателями – и «Patriot», и «Hunter» (так, как он задумывался). К сожалению, таких двигателей «ВМ» нам предоставить не могут. Поэтому при расширении выпуска новых моделей «уазиков» нам придется сокращать закупки ульяновских моторов.

Зато ЗМЗ, инвестировав солидные средства в создание нового семейства инжекторных двигателей, готов продавать их нам. Сегодня моторов такого класса дешевле, чем на ЗМЗ, нет нигде. После разрешения спорной ситуации с ГАЗом заволжане возобновили регулярные поставки в Ульяновск.

Поймите, мы ничего не имеем против «Волжских моторов», они просто проигрывают конкуренцию.

– А что другие ульяновские предприятия, сотрудничающие с вами? Имеют они какие-то преимущества перед иногородними?

У нас много говорят о необходимости внутриобластной кооперации…

– Я обеими руками за такую кооперацию, но при двух условиях, которые диктуются законами успешного бизнеса. Первое – нужно выдерживать качество поставок. Имею в виду и качество самих изделий, которое оставляет желать лучшего, и качество взаимоотношений с автозаводом: стандарты предприятия, требования по гарантии, по сервисным станциям, по сертификации собственного производства, о чем я уже говорил. Это необходимо, чтобы успешнопродавать конечный продукт – ульяновский внедорожник.

Второе условие – контролируемость затрат местного поставщика.

Если он предлагает нам продукцию дороже, чем в другой области, а сам на себестоимость накрутил массу необязательных расходов, переплату посредникам за материалы, не оптимизировал свой техпроцесс, то почему мы должны покупать у него себе в убыток? Трудно самим вам справиться с этими проблемами – приходите на УАЗ: мы готовы проконсультировать, поделиться опытом. И выбрать ульяновские предприятия своими партнерами, если они выполнят поставленные условия. Ведь понятно, что чем больше будет загружена местная промышленность, тем больше денег попадет в областную казну. Значит, жизнь всех ульяновцев улучшится.