Запретить нельзя переубедить

Где бы вы поставили запятую в этой фразе, говоря о варианте ограничения демонстрации жестокости, насилия и разврата на телевидении? Акцентировать внимание на запрете или на переубеждении телекомпаний, подзабывших о нравственности?

Похоже, эта проблема еще долго не будет иметь в России шансов на позитивное решение. Косвенно данное мнение подтвердила дискуссия, прошедшая на заседании общественного совета по этике в сфере телерадиовещания при областном Законодательном собрании, которое вел заместитель председателя ЗСО Александр Фролов.

Для «затравки» были оглашены результаты недавно проведенного анкетирования 210 жителей Ульяновска в Заволжском и Железнодорожном районах. Среди телерадиопродукции, которая категорически не нравится горожанам, в тройке лидеров ток-шоу, познавательные и юмористические программы. Но и в обойме наиболее понравившихся — познавательные, ток-шоу и юмористические! Что-то неладно в эфирном «королевстве», раз люди настолько полярны в мнениях.

Логика, в общем-то, понятна. Ведь если сравнивать продукцию большинства ведущих телеканалов, вряд ли какой-либо из них выгодно отличается по эстетическому уровню. А в широком показе криминальной информации и низкопробных боевиков ТВ-каналы пытаются конкурировать, не задумываясь о негативном воздействии на аудиторию.

Среди предложений горожан по «очищению» эфира от негативных программ чаще всего значились введение жесткой цензуры с 6 часов утра до 23 часов, отказ от трансляции криминальных хроник и передач. А в противовес сериалам больше показывать отечественных фильмов, мировой классики и детских передач в удобное для просмотра время, «задвинув» боевики и другие передачи и фильмы со сценами насилия в ночной эфир. Особого внимания удостоена «горячо любимая» реклама. Ее предлагалось убрать вообще или создать отдельный рекламный канал.

Полемика свелась к тому, что невозможно обуздать потоки негативной информации, на которой воспитывается подрастающее поколение, без действенной государственной политики в сфере ТВ и радио. Одними увещеваниями ничего не изменишь. Слишком крепки объятия бизнеса, чтобы телерадиоиндустрия всерьез восприняла призывы к разуму. А тезис о том, что человек волен переключиться на другие каналы, если ему что-то не по душе, безнравствен по отношению к юным потребителям эфирной продукции. Дети и молодежь еще не сознают, какую линию поведения в обществе навязывают им, подсовывая «жвачку».

Поэтому пора воздействовать силой закона, чтобы Россия не потеряла будущее поколение своих граждан. В свое время Госдума не приняла закон, направленный против демонстрации эротики, порнографии и насилия в СМИ. Долго ерничали на сей счет и депутаты, и журналисты, издеваясь над ключевыми определениями, которые давно в ходу в цивилизованном мире.

Совет по этике в сфере телерадиовещания готов сформулировать предложения по законодательной инициативе нашего ЗСО, чтобы в Госдуму были внесены законопроекты, уточняющие ряд нормативных актов.