Считается, что «оранжевые» революции в ряде республик бывшего СССР совершила молодежь. И это похоже на правду. Оппозиция власти стремительно молодеет, российская – в том числе.

Поколение next с невероятной легкостью порождает одно за другим политические и общественные движения. Что за этим стоит – тяга к яркой тусовке, политические амбиции, возможность заработать (не секрет, что есть люди, готовые хорошо платить политической оппозиции) или истинный патриотизм? Так или иначе, но эксперты признают, что молодежь становится реальной силой – яростной, а порой и агрессивной. Ее аполитичность девяностых годов уходит в прошлое. Быть политически активным теперь модно. В изданиях, ориентированных на молодежную аудиторию, наряду со статьями о кино и шопинге теперь публикуют материалы о «беспределе властей» и о том, что «в нормальных странах все по-другому».

Спектр молодежных оппозиционных организаций России попытались представить на своих страницах «Московские новости». В поле зрения «МН» попали около десятка организаций.

Оговоримся: какими бы разными ни были молодежные политические организации и их лидеры, практически все они едины в утверждении, что именно они, единственные, неподкупные и душой болеют за судьбу России. Объединяют их и пацифистские настроения: молодые оппозиционеры против войны и армии в принципе.

Например, Михаил Обозов, лидер «Идущих без Путина», стал оппозиционером после того, как правительство лишило его студенческих льгот на проезд и пообещало лишить отсрочки от армии. Еще Обозова волнует война в Чечне и цензура в СМИ.

Политическое кредо «Анархистов Питера»: «Свобода народам, смерть империям». Анархисты против власти в принципе: «всех в отставку, никаких перевыборов».

Лидер анархистов Андрей Каленов в армии не служил – не хочет носить оружие. Убежден, что наемная армия, будь она создана, без колебаний будет стрелять в народ.

«Анархисты Питера» отказываются участвовать в проплаченных митингах. Говорят, что их не нанять за копейку.

Лидер питерского же молодежного «Яблока» Александр Вигандт горячо настаивает на том, что занимается политикой для того, чтобы людям жилось лучше, говорит бойко, любит пересыпать свою речь словами «демократические идеалы», «свобода»…

На его взгляд, в России, «стране с тоталитарным режимом», есть молодежные организации, которые работают исключительно с целью получить доступ к государственным ресурсам. Что касается «Яблока», то молодежь туда приходит, чтобы «положить кирпичик в фундамент будущей свободы».

Сам Александр живет неплохо, руководит предприятием на химическом заводе.

Коалиция «Оборона» проповедует ненасильственное сопротивление. Координатор этой организации Илья Яшин (кстати, он же бывший лидер московского молодежного «Яблока») говорит, что идеолог «Обороны» – Махатма Ганди, который говорил, что, если вывести на улицу миллион безоружных людей, ни один самый кровавый диктатор ничего не сможет с этим сделать. На стену Илья повесил портрет Че Гевары, отращивает похожую бороду. Его подруга – рядом с ним на всех баррикадах.

Со временем Яшин планирует сделать большую политическую карьеру.

Молодые московские ЛДПРовцы равняются на своего вождя в искусстве эпатажа. Они грезят политической карьерой, депутатскими привилегиями и не стесняются этого.

«ЛДПРовцы – это партия одного человека, их лидера, – известного фигляра», – говорит о своих коллегах по «оппозиционному цеху» лидер молодежного движения «За Родину» Сергей Шаргунов. Он горячо поддержал Рогозина, когда тот пошел на голодовку, и «Родина» предложила ему возглавить молодежный проект. Пока «орлы» Шаргунова моют стекла в квартирах ветеранов, раздают гвоздички героям войны (эта акция проводилась, кстати, недавно и в Ульяновске), но в принципе настроены довольно жестко. «Мы будем бороться за власть и, если народ выйдет на улицы, будем делать все, чтобы люди взяли наши лозунги», – говорит Шаргунов.

У лидера движения «Наш выбор» Игоря Драндина претензий к власти нет. Ему просто интересно заниматься политикой. За молодыми оппозиционерами Драндин видит будущее. У них нет страха потерять работу, зато есть много амбиций.

«Я думаю» – так называется движение, которое возглавил молодой «эволюционер» Иван Ниненко.

Он убежден, что от революций и уличных акций нет толку. Говорит, что гораздо полезней провести, например, собственное расследование того, как сын министра Иванова сбил женщину, или обратиться к ректорам, чтобы те подписали письмо Путину о недопустимости отмены отсрочек от армии.

«Авангард красной молодежи» и его лидер Сергей Удальцов стоят на левых базовых принципах.

Они ратуют не столько за возвращение назад, сколько за социальное равенство, справедливость, ликвидацию крупной частной собственности(это для начала!). Удальцова преследуют, увольняют, периодически избивают. Однако он уверен, что революция в России рано или поздно все равно будет, но не «оранжевая». Справедливости ради надо сказать, что ни одна из перечисленных организаций массовостью похвалиться сегодня не может. А политологи вообще склонны думать, что весь этот «революционный шелест» имеет место только в столицах, тогда как в провинции все спокойно.